http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Инфляция потребовала нового прогноза

Прогноз по темпам инфляции на 2011 год может быть повышен.

Потребительские цены за январь 2010 года, согласно предварительным оценкам Росстата, выросли на 2,4%. Оценка инфляции, проводимая статистиками на еженедельной основе, демонстрирует замедление темпов роста продовольственных цен и регулируемых тарифов в последнюю неделю января на фоне ускорения роста потребительских цен. Аналитики убеждены, что инфляционная гонка перекинулась на непродовольственные товары и услуги. Вероятность того, что в 2011 году рост потребительских цен превысит 10%, увеличивается.

Опубликованная Росстатом предварительная оценка инфляции в январе 2010 года — 2,4% — превысила ожидания рынка, которые, исходя из оценок экономистов, составляли 2,2%, и Минэкономики, которое ожидало 2,2-2,3%. Впрочем, отметим, что январская инфляция, рассчитанная статистиками на основе «еженедельной регистрации потребительских цен на 62 вида важнейших товаров и услуг в 266 городах», возможно, будет пересмотрена и совпадет с верхней планкой ожиданий Минэкономики. Все дело в методологии Росстата: исходя из среднесуточных темпов роста цен в январе (0,75%), месячный индекс равняется 2,325%.

Как бы там ни было, статистика регистрирует ускорение инфляции каждую неделю наблюдений. Так, с 25 по 31 января рост потребительских цен составил 0,6% против 0,4% неделей ранее. При этом если первые три недели января темпы роста цен на продовольственные товары, регулируемые услуги и бензин увеличивались, то в последнюю неделю — заметно замедлялись по всей этой группе: быстрее, чем потребительские цены, росли только цены на гречку (2,5%).

В предварительной сводке, основанной на 62 видах «важнейших товаров», Росстат не публикует динамику цен в непродовольственном секторе и секторе платных нерегулируемых услуг. Дмитрий Полевой из ING Russia и Алексей Моисеев из «ВТБ Капитала» считают, что ускорение роста инфляции в последнюю неделю января объясняется ростом на непродовольственные товары и услуги частного сектора. Ускоренный рост цен на топливо и регулируемые тарифы в начале января к концу месяца стал отражаться на ценах розницы. Кроме того, ускоренному росту потребительских цен в конце января могли послужить и рано закончившиеся сезонные распродажи.

В правительстве уже признают, что в официальный прогноз инфляции — 6-7% — в 2011 году уложиться не удастся. Заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач считает, что рост цен по итогам года может превысить 8%, а глава министерства Эльвира Набиуллина — что прогноз инфляции может быть пересмотрен после публикации данных первого квартала. Правительство уже объявило о намерении отказаться от импортных пошлин на некоторые виды овощей и зерновых с целью замедлить рост продовольственных цен. По мнению исполнительного директора центра «СовЭкон» Андрея Сизова, отмена пошлин на импорт продовольствия принципиального влияния на динамику продовольственной инфляции в РФ не окажет. «В первом полугодии 2011 года мы ожидаем сохранения продовольственной инфляции на высоком уровне, и такими мерами ее не остановить — по опыту прошлых лет рост оптовых цен на сельхозпродукцию, происходивший во втором полугодии 2010 года, проявится в потребительской инфляции с лагом не менее чем полгода», — поясняет господин Сизов. «Тактически обнуление пошлин — правильное решение, и оно в большей степени проявится на рынках плодоовощной продукции и в несколько меньшей — на рынке зерна: при текущих внутренних ценах на него поставки зерна в РФ не настолько привлекательны», — считает он.

Выступая на форуме «Россия-2011», главный экономист представительства Всемирного банка в РФ Желько Богетич заявил, что если в 2010 году основной причиной роста инфляции были засуха и рост мировых цен на продовольствие, то в 2011 году «факторы спроса и монетарные факторы будут более важными». «Инфляцию будет трудно снизить без ужесточения монетарной и бюджетной политики с уровня 2010 года (8,8%. – Ред.), поскольку в экономике достаточно ликвидности», — убежден он. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил: «ЦБ видит потенциал повышения процентных ставок в первом полугодии 2011 года». Господин Улюкаев отметил, что регулятор серьезно оценивает инфляционные риски и будет использовать весь набор инструментов, которыми располагает: процентные ставки и резервные требования. Последние уже увеличены до предкризисного уровня, и ЦБ традиционно стоит перед выбором: сдерживать инфляцию или стимулировать экономический рост. При этом, как отмечает Дмитрий Полевой, лаг между увеличением ставок ЦБ и влиянием этого шага на инфляцию составляет «один-полтора года».

Опрошенные экономисты отмечают, что решающими (не считая риски неурожая и роста цен на продовольствие) для динамики инфляции в 2011 году станут действия Минфина. Если правительство прибегнет к увеличению социальных расходов в преддверии выборов, то возвращение двузначной инфляции в 2011 году неизбежно. Глава Минфина Алексей Кудрин признал, что инфляция в первом полугодии будет выше, чем прогнозировалось ранее, «однако во втором, возможно, ее удастся снизить». Он сообщил, что министерство получило поручение президента — «все дополнительные нефтегазовые доходы не тратить на повышение расходов», тем самым, по словам министра, «они не создадут дополнительные риски для инфляции». «Политическая целесообразность часто меняется. Выборы совсем скоро, а беднейшая часть населения живет хуже, чем год назад: стоимость потребительской корзины в 2010 году выросла на 23%, а пенсии — только на 8%», — напоминает Алексей Моисеев.

Алексей Шаповалов, Олег Сапожков, Коммерсантъ