http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Надолго ли улучшились настроения потребителей

В феврале падение потребительских настроений россиян остановилось. Однако это не означает, что дно уже пройдено. Многое зависит от следующих нескольких месяцев.

Дилемма потребителя

Приближение экономического кризиса ставит потребителей перед сложным выбором. Один вариант — купить товары про запас, пока они не подорожали. Тогда возникает ажиотажный спрос, который еще больше подстегивает инфляцию. Другой вариант — немедленно начать экономить, чтобы приберечь деньги на будущее, поскольку есть опасения снижения доходов. И как показывает новейшая история российских экономических кризисов (с 1998 года по сей день), реакции потребителей от кризиса к кризису заметно меняются.

В 1998 году, во время первого для российских граждан опыта экономического кризиса в рыночных условиях, потребители в полной мере реализовали навыки, выработанные при прошлой экономической модели — экономике дефицита. Начался массовый ажиотажный спрос на все — еду, одежду, обувь, бытовую технику, автомобили и далее по списку. Еще был свеж в памяти опыт галопирующей инфляции начала 1990-х годов и тотального дефицита позднесоветского образца; люди старались «овеществить» обесценивающиеся деньги.

В 2008 году уже четко проявились разные стратегии — ажиотажный спрос был уделом прежде всего высокодоходных слоев населения. Тем, кто победнее, приходилось экономить с самого начала, уже осенью 2008 года. По мере «сползания в кризис» отказываться от покупок стали и высокодоходные группы, но уже в январе-феврале 2009 года. И тогда сокращающийся розничный товарооборот стал дополнительным фактором раскручивания кризисной ситуации.

В 2014 году эти две стратегии воплощались в жизнь уже в новых условиях. Во время двух предыдущих кризисов (1998 и 2008 годов) уровень и темпы роста потребительского спроса оставались высокими до самого начала стремительного ухудшения экономической ситуации.

Подробности в журнале БИЗНЕС-ЭКСПЕРТ