http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Водитель трамвая запросто заменит экскурсовода

Конкурсы профессионального мастерства проходят в ГУП «Горэлектротранс» уже около тридцати лет. В руководстве предприятия считают, что эта форма совершенствования в профессии не теряет своей актуальности по нескольким причинам. Во-первых, конкурс — это хороший трамплин для тех, кто намерен подниматься по карьерной лестнице, а предприятие как раз и предпочитает растить собственные кадры. Во-вторых, конкурсы поднимают престиж профессии водителя городского электротранспорта, а в-третьих, стремление к повышению профессионального мастерства актуально для роста конкурентоспособности самого «Горэлектротранса».

Эту позицию, похоже, разделяют и рядовые водители — во всяком случае, в борьбу за право называться лучшим по профессии они вступают охотно. Так, на нынешних соревнованиях я познакомилась со Станиславом Марковым, названным лучшим водителем в 2008 году. На правах победителя Станислав представлял Петербург на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства и занял достаточно высокое место. А теперь он вновь выходит на старт вместе со своими товарищами по предприятию, объясняя свое участие просто: «Ради интереса!».

Первый этап отбора лучших водителей проходил непосредственно в трамвайных и троллейбусных парках, в результате на второй, городской этап сумели пробиться около тридцати претендентов. По традиции, сначала их экзаменовали на знание теории. Помимо вопросов о правилах дорожного движения, об устройстве и правилах технической эксплуатации машины, охране труда, конкурсантам необходимо было продемонстрировать даже знание трудового законодательства. Причем если раньше для проверки знаний ПДД использовались обычные билеты (бумажные носители), то теперь конкурсанты соревнуются на компьютере. Хотя участники заметно волновались и кое-кто не успел ответить на все вопросы в отведенное для этого время, жюри имело возможность убедиться: и за баранкой, и за компьютерным монитором водители «Горэлектротранса» чувствуют себя одинаково уверенно, основы своей профессии они знают крепко.

Следующий этап конкурса можно было бы назвать имиджевым. Да-да, на предприятии, представляющем самый что ни на есть демократичный вид транспорта, всерьез заботятся о культуре обслуживания пассажиров, о впечатлении, которое оставляют поездки в трамвае и троллейбусе у петербуржцев и гостей города. Не случайно уже пять лет водители «Горэлектротранса» работают в форменной одежде: это дисциплинирует, подтягивает работников. Ну а в ходе конкурса жюри довольно придирчиво оценивало то, насколько хорошо водители знают свой маршрут, могут ли рассказать о достопримечательностях, которые встречаются по пути следования. Учитывались и широта раскрытия темы, и стилистика изложения, и даже дикция. В программу конкурса входило также задание объявить подряд пять остановок на маршруте параллельно с информацией о правилах пользования электротранспортом, личной безопасности пассажиров, напоминанием об оставленных вещах. Собственно, сейчас все активнее используются речевые автоинформаторы, но, несмотря на это, водители не должны терять навыки работы с микрофоном.

И все-таки самым сложным испытанием для участников соревнований стала проверка на искусство вождения. К этой части соревнований готовились особо, ведь в двух заездах водителю предстояло преодолеть массу препятствий и неудобств, причем не на какой-то специальной технике, а на тех же «рабочих лошадках», с которыми ежедневно выходишь в рейс. Все было как в реальной жизни: для начала необходимо оценить степень исправности оборудования — работу и компрессора, и генератора, и звукоусилительной установки, и цепи управления, и стеклоочистителей, и контрольных приборов, не забыть про рукавицы, инструмент, аптечку, сигнальный жилет. Судьи зорко следили за всеми тонкостями, за любую промашку начисляли штрафные очки, и это справедливо, потому что те же ошибки, допущенные перед будничным рейсом, могут привести к нарушению графика движения на линии.

Ну а теперь — поехали! На пути у троллейбуса — «канавы» и «колодцы», коварная змейка, вдоль которой приходится осторожненько вилять из стороны в сторону, стараясь не задеть специальные стойки. Нужно объехать бокс слева, а потом въехать в него задним ходом. Задание «остановочный пункт» подразумевает остановку машины точно у края обозначенной линии. Если не доехал до нее или переехал — считай, «попал» на штрафные очки. Это упражнение выполняли и водители трамвая. А при «экстренной остановке» водитель должен остановить трамвай перед внезапно возникшей условной преградой, причем на скорости до начала экстренного торможения не менее 30 км/час.

Но вот все испытания позади, жюри кропотливо подсчитывает результаты и до самого последнего момента держит в тайне имена победителей. Такой режим секретности объясняется просто: всем участникам конкурса, которые заняли места с первого по десятое, будет досрочно повышена классная квалификация, что подразумевает и увеличение оплаты труда. Призеров ожидают денежные премии от предприятия и призы от Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области. И призы, прямо скажем, не слабые: компьютерные планшетники! Впрочем, без подарка не останется никто из участников городского конкурса. Компания позаботилась о памятных сувенирах для них, а также о том, чтобы торжественная часть конкурса проходила в соответствующей обстановке, на борту специально арендованного теплохода. Там-то, под ритмичный плеск Невы и дружные аплодисменты конкурсантов были названы имена самых профессиональных водителей «Горэлектротранса». Итак, первой среди водителей трамваев стала Елизавета Симановская, дебютантка конкурса, представлявшая парк №5. На втором месте — Виталий Попович из парка №7, который работает на предприятии с 2010 года и уже второй раз участвует в конкурсе — год назад занял третье место, так что рост очевиден. На третьем месте — Алексей Захаров из трамвайного парка №7, также впервые участвовавший в конкурсе.

Что касается водителей троллейбуса, то здесь призовое место досталось Магомедкамилю Магомедиминову, водителю из троллейбусного парка №3. В прошлом году он занял второе место, а в этом — стал лидером. На втором месте — Станислав Марков, которого мы уже упоминали. Третьим стал водитель из парка №3 Сергей Андреев, повторивший свой прошлогодний результат.

Татьяна Горячева, vacansia.ru