http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Крупнейшие и наиболее эффективные продуктовые российские ретейлеры

Ставка продуктовых ретейлеров на количество магазинов и географический охват оправдана в период бурного роста, но по мере насыщения рынка и ужесточения конкуренции на первый план выходят совсем другие критерии.

Кажется, розничным сетям, специализирующимся на продаже продуктов питания, никакие спады в экономике не страшны. По крайней мере до тех пор, пока человек не научится обходиться без еды. Но успех компаний, разумеется, зависит от многих условий. Например, место для магазина должно быть проходное, поставщики — уступчивыми и терпеливыми, ассортимент подобран под покупателя, ценовая политика опять же… Плюс с чиновниками надо уметь договориться. Вот так копнуть, и далее перечислять можно уже до бесконечности. И только время покажет, насколько в самом деле удачна разработанная когда-то концепция и верна выбранная стратегия. Перед вами рейтинг эффективности крупнейших отечественных продуктовых ретейлеров, ведь именно эффективность является залогом долголетия и привлекательности бизнеса для инвесторов.

Когда грянул кризис, операторы магазинов-дискаунтеров утешали себя тем, что теперь к ним поплывет поток покупателей, которые раньше, не задумываясь о ценах, заходили либо в любимый, пусть и дорогой, либо просто в первый попавшийся магазин. «Нельзя сказать, что в кризис имело место такое перераспределение, — отмечает гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков. — Формат супермаркета, рассчитанный на средний класс, был подвержен наибольшему сокращению числа посетителей. Но дискаунтеры от этого нисколько не выиграли. Скорее в плюсе оказались гипермаркеты, где люди стали активнее покупать большими объемами по низким ценам». И в последние три года если кто и поменял владельцев, так это сети, позиционирующиеся как доступные массовому потребителю. Самые громкие события — переход «Копейки» под крыло Х5 Retail Group и «Виктории» в ведомство «Дикси Групп».

Рейтинг эффективности крупнейших российских продуктовых ретейлеров по итогам первой половины 2011 года
Компания (торговая сеть) Форматы магазинов Масштаб деятельности Чистая выручка на одного работника Чистая выручка на 1м2 торговой площади Итоговый балл
1 Ашан Россия (Ашан) Гипермаркет Входит в международную сеть 1,0000 0,8750 1,8750
2 Городской супермаркет (Азбука вкуса, Коллекция вин) Супермаркет Региональный 0,2900 1,0000 1,2900
3 Гиперглобус (Глобус) Гипермаркет Входит в международную сеть 0,5720 0,6490 1,2210
4 Торговый холдинг Сибирский гигант (Гигант, Мегас, Горожанка) Несколько форматов Региональный 0,5490 0,5200 1,0690
5 Метро Кэш энд Керри Россия (Metro Cash & Carry) Cash & Саггу Входит в международную сеть 0,7800 0,2470 1,0270
6 Розница-1 (Мария-Ра) Несколько форматов Региональный 0,2770 0,4900 0,7670
7 О’Кей (О’Кей) Несколько форматов Федеральный 0,4210 0,3320 0,7530
8 Х5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель, Копейка (ребрендинг) Несколько форматов Федеральный 0,4100 0,3080 0,7180
9 Седьмой континент (Седьмой континент, НАШ гипермаркет, Простор) Несколько форматов Федеральный 0,4280 0,2670 0,6950
10 Новые торговые системы (Универсам удачных покупок, Супермаркет, Лидер экономии, Столичный, Бахетле (франшиза) Несколько форматов Региональный 0,2880 0,3850 0,6730
11 Дикси Групп (Дикси, Виктория, Квартал, Дешево) Несколько форматов Федеральный 0,2480 0,3950 0,6430
12 Лента (Лента) Несколько форматов Федеральный 0,4300 0,2060 0,6360
13 Cnap Централ Раша (Spar) Несколько форматов Входит в международную сеть 0,2290 0,2390 0,4680
14 Элемент-Трейд (Монетка) Несколько форматов Федеральный 0,2330 0,2220 0,4550
15 Корпорация ГРИНН (Линия) Гипермаркет Региональный 0,1070 0,3190 0,4260
16 Виват-Трейд ( Виват) Несколько форматов Региональный 0,0850 0,2450 0,3300
17 ГК Холидей (Холидей Классик, Холди, Сибириада, Кора и др.,) Несколько форматов Региональный 0,1600 0,1410 0,3010
18 Магнит (Магнит) Несколько форматов Федеральный 0,0930 0,1340 0,2270
19 Супермаркет Кировский (Кировский) Супермаркет Региональный 0,1120 0,0850 0,1970
20 Система РегионМарт (Чибис, Поляна, Бонус) Несколько форматов Региональный 0,1030 0,0370 0,1400
21 Оптовик (Эссен) Cash & Саггу Региональный 0,1170 0,0170 0,1340
22 Авоська-два (Авоська) Дискаунтер Региональный 0,0850 0,0310 0,1160
23 МПМ Магнолия (Магнолия) Магазин «удома» Региональный 0,0000 0,1070 0,1070
24 Универсал-Трейдинг (Матрица) Несколько форматов Региональный 0,0190 0,0700 0,0890
25 Группа Вестер (Вестер, Сосед и др.,) Несколько форматов Федеральный 0,0500 0,0000 0,0500

Причем покупка 660 «Копеек» за 51,5 млрд. руб. даже для такого гиганта, как Х5, выглядела поистине сделкой века. В результате группа уменьшила разрыв по количеству магазинов с «Магнитом», а кроме того, перешла дорогу глобальному лидеру — Walmart. И что мы видим почти год спустя? Итоги III квартала 2011 года расстроили аналитиков. Динамика выручки Х5 не радует: в июле-сентябре темпы роста оборота в годовом исчислении сократились до 32%, тогда как в I и во II кварталах составляли 48% и 41% соответственно. Новый собственник закрыл уже 44 «Копейки», а эффективность работающих магазинов поглощенной сети все никак не может приблизиться к показателям «Пятерочек». Ретейлер признал, что на достижение этой цели уйдет еще до шести месяцев и что он вынужден будет инвестировать в понижение цен, чтобы привлечь покупателей.

Кстати, на этом беды крупнейшего по выручке продуктового ретейлера России, в нашем рейтинге занявшего лишь восьмую строчку, не заканчиваются. «Кроме проблем «Копейки», Х5 впервые за свою историю сообщила об уменьшении покупательского трафика, коснувшемся всех форматов магазинов», — отмечает аналитик компании «ЮниКредит Секьюритиз» Владимир Кузнецов. Даже в локомотиве группы — «Пятерочке» — в III квартале посещаемость снизилась на 4%. Руководство Х5 списывает все на неблагоприятные макроэкономические факторы. Впрочем, многие участники рынка утверждают, что работать стало сложнее. «Внешние факторы привели к замедлению роста как выручки давно работающих магазинов, так и продаж в целом», — констатирует представитель сети «О’Кей» Артем Глущенко. О замедлении темпов увеличения трафика заявляет и «Магнит».

Второе место в нашем рейтинге заняла компания «Городской супермаркет» (сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» и элитных бутиков «Коллекция вин»). Понятно, что более высокая наценка предполагает большую эффективность, но необходимы еще и достаточный уровень платежеспособного спроса, и внушительная когорта лояльных покупателей. В «Азбуке» отмечают, что последние пару лет оборот сети растет на 30%-40% в год. И тут абсолютно уверены, что их клиенты не боятся кризисов. «Аудитория премиального сегмента меньше реагирует на рыночные изменения, — поясняет представитель «Азбуки вкуса» Игорь Ядрошников. — Затраты на продукты питания и напитки у них составляют 7%-10% от всех доходов, тогда как у посетителей дискаунтеров эта доля — от 30% до 40%». Конечно, не стоит забывать, что премиальный сегмент довольно узок: по оценкам экспертов, в России его потенциальная емкость — от 1% до 5% рынка в целом. Но и участников не много: в Москве работают «Глобус Гурмэ», «Азбука вкуса», «Зеленый Перекресток» и «Алые паруса», а в Петербурге — «Лэнд» и «Супер Сива».

По словам Ивана Федякова, сейчас популярность магазинов более высокой ценовой категории возвращается. И в связи с этим многие ретейлеры намерены несколько изменить свой подход. «Наша стратегия сегодня строится на завоевании более состоятельного покупателя, — уточняет председатель совета директоров группы «Вестер» Олег Болычев. — Для этого мы расширяем ассортимент food и non-food, вводим другие категории товаров, открываем новые отделы».

Сюрпризом по итогам нашего исследования можно считать разве что четвертое и шестое места, оставшиеся за «Сибирским гигантом» и «Розницей-1 » (сеть «Мария-Ра»). Эффект неожиданности объяснить просто: об этих чисто региональных игроках вообще мало что известно — на европейскую часть страны они пока не претендуют. Чего не скажешь об амбициозных сетях из Центрального федерального округа: большинство из них поглядывают за Урал, а некоторые, например «Лента», Metro и «Ашан», уже прописались в крупных сибирских городах.

Французский «Ашан» вырвался на первую строчку нашего рейтинга (кстати, с весьма заметным отрывом) благодаря тому, что развивается только в формате гипермаркета, который эксперты считают оптимальным с точки зрения численности персонала и выручки на квадратный метр. При этом гипермаркет сам по себе еще и склад, и распределительный центр, что заметно снижает логистические расходы. Неудивительно, что практически все крупные ретейлеры стали делать ставку именно на этот формат торговли. У «Магнита» таких магазинов уже 77, у Х5 Retail Group — 72. «Лента», «О’Кей», «Дикси», «Вестер» и многие другие также не остаются в стороне. И если три года назад для открытия гипермаркетов выбирались города с населением от 500 тыс. человек, то теперь сети не столь разборчивы. Спешка оправдана, ведь эксперты прогнозируют, что еще через тройку лет в стране будет трудно найти выгодные места для строительства таких объектов.

А если темпы развития лидеров рынка сохранятся (для примера, «Магнит» за 10 месяцев 2011 года открыл 815 магазинов, тогда как за тот же период 2010 года — «только» 552), то и для «мягких» дискаунтеров типа «Пятерочки», и для магазинов у дома» в обозримом будущем наступит предел экстенсивного роста. И вот тогда ретейлеры вынуждены будут вплотную заняться тем, чем с разным успехом пытались овладеть в последние пару лет, — повышением эффективности работы уже существующих объектов.

Как мы считали

В рейтинге участвовали ретейлеры России, специализирующиеся на продаже продуктов питания, cуммарная торговая площадь которых на 1 октября 2011 года превышала 25 тыс. кв. м. Эффективность их работы определялась по двум критериям: размер чистой выручки на одного работника и на 1 кв. м торговой площади в период с января по июнь текущего года. Для расчетов использовались данные компании или оценки экспертов. В том случае, если объем продаж приводился в отчетности в долларах или евро, он пересчитывался в рубли по среднему курсу за первое полугодие 2011 года. Значение по каждому из критериев взвешивалось в интервале минимального и максимального показателей, встречающихся в выборке, в результате чего ему присваивался индекс от 0 до 1 (чем лучше показатель, тем выше значение). Для справки, данная методика аналогична той, на которую опирается Всемирный банк для расчета индекса развития человеческого потенциала в разных странах. Сумма частных индексов отражена в графе «Итоговый балл».

РБК