http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Цветков продал «Копейку»

Длившаяся почти год эпопея с продажей розничной сети «Копейка» завершена. Ее приобрела X5 Retail Group. Сделка могла обойтись покупателю примерно в $1,65 млрд. Зато X5 Retail Group теперь надолго закрыла вопрос о лидере российского ритейла.

X5 договорилась с совладельцем УРАЛСИБа Николаем Цветковым о покупке 100% принадлежащего ему ОАО «ТД «Копейка», рассказал знакомый главного исполнительного директора X5 Льва Хасиса. Информацию о том, что сделка была закрыта, подтвердил источник в УРАЛСИБе. «Соглашение было подписано», — добавляет один из участников переговоров. По его словам, «Копейка» обойдется X5 в 51,5 млрд. руб. (около $1,65 млрд.). Эта сумма включает долг «Копейки» (около $400 млн.). Собеседник говорит, что выпускать дополнительные акции для финансирования сделки X5 не будет. На большую часть суммы сделки компания привлечет кредит Сбербанка. Источник, близкий к X5, уточняет — ретейлер купит только розничную сеть, а от бренда откажется. Со временем все «Копейки» поменяют вывески на «Пятерочки».

Хасис подтвердил информацию о готовящейся сделке, отказавшись уточнить любые детали. Представители УРАЛСИБа и Сбербанка от комментариев отказались.

X5 заплатит дороже, чем планировала. В сентябре, когда ретейлер практически договорился о приобретении «Копейки», речь шла о $1,5 млрд., рассказывал инвесторам один из топ-менеджеров сети. Нынешняя цена предполагает, что «Копейка» оценена в 12 EBITDA 2010 г. Это подразумевает 19%-ный дисконт к самой X5 (14,9) и примерно 12%-ную премию к цене ближайшего конкурента — «Дикси» (10,6 EBITDA 2010 г.), говорит аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина. «Это довольно дорого», — отмечает эксперт. Колбина считает, что у «Копейки» нет «очевидных перспектив роста». Интеграция магазинов «Копейка» в инфраструктуру X5 могла бы увеличить выручку с квадратного метра, валовую маржу и за счет эффекта масштаба способствовать снижению операционных затрат, спорит аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов.

Долг X5 после покупки «Копейки» может составить $3,2 млрд., подсчитал Красноперов. Отношение долга к EBITDA вырастет до 3,6-3,8, отмечает Колбина. Вряд ли X5 в дальнейшем сможет полноценно финансировать экспансию без допэмиссии акций, указывает она. Оптимальный уровень долговой нагрузки для ретейлеров — до 3 EBITDA, указывает аналитик УРАЛСИБа Тигран Оганесян.

Цветков начал искать покупателей на «Копейку» в начале 2010 г. Уже в июле X5 попросила разрешения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку ТД «Копейка» и его «дочек». В сентябре ведомство ответило согласием, обязав при этом X5 до закрытия сделки продать магазины в тех районах, где доля группы после слияния превысит 25% розничного рынка. Таким образом, X5 придется продать 24 магазина в девяти муниципальных районах, в основном в Московской области.

Параллельно «Копейка» готовилась к IPO. В сентябре сделка с X5 была готова, но в последний момент Цветков возобновил переговоры с Walmart, рассказывал источник, близкий к одной из сторон. С американским гигантом договориться не удалось, а X5 тем временем намекнула владельцу «Копейки», что, если сделка не будет подписана в течение ближайших недель, она может и не состояться вовсе. Директор по корпоративным отношениям Walmart в России и Восточной Европе Константин Дубинин от комментариев отказался.

Покупка «Копейки» на долгое время сделает X5 недосягаемой для конкурентов. По прогнозам «ВТБ Капитала», совокупная выручка «Копейки» и X5 в 2010 г. составит $13,85 млрд., «Магнита» — $8,06 млрд. «Для X5 более предпочтительным был бы сценарий агрессивного органического роста и повышения эффективности супер- и гипермаркетов, — отмечает Колбина. — А сделка с «Копейкой» дает один неоспоримый плюс — так X5 закрывает вход в Московский регион, становится лидером рынка».

Александра Крекнина, Ведомости