http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Нарушители на одну тысячную

Жалобы могут оставить пенсионные фонды без клиентов.

Национальная ассоциация пенсионных фондов разработала предложения по борьбе с мошенничеством при переводе пенсионных накоплений граждан. В частности, предлагается наделить Пенсионный фонд России (ПФР) правом запретить привлекать клиентов тому негосударственному пенсионному фонду, одна из тысячи жалоб на который остается неурегулированной. В ПФР считают, что при всей видимой жесткости новые предложения не способны системно решить проблему мошенничества с пенсионными накоплениями.

Как стало известно, помимо предложенных мер по пресечению неправомерного перевода накоплений НАПФ разработала критерии для введения санкций в отношении НПФ, уличенных в мошенничестве. По словам представителя ПФР Мариты Нагоги, в письме НАПФ, в частности, говорится о том, что основания для санкций могут наступить, если 0,1% от общего числа жалоб на конкретный НПФ остаются неурегулированными. В этом случае ПФР может расторгнуть с фондом трансферагентское соглашение, по которому НПФ имеет право самостоятельно привлекать клиентов. Как пояснил представитель НАПФ Валерий Виноградов, под неурегулированными жалобами подразумеваются случаи, когда отсутствует письменное подтверждение от застрахованного лица, что он переводил накопления в данный НПФ, либо когда фонд никак не реагирует на жалобу застрахованного лица.

Поводом для разработки порядка расторжения трансферагентских соглашений стало рекордное количество жалоб граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в тот или иной НПФ, поступающих в ПФР. Причем, по словам госпожи Нагоги, «количество звонков на «горячую линию» ПФР не уменьшается». За весь прошлый год от граждан поступило лишь 900 жалоб на неправомерный перевод накоплений.

Участники рынка указывают, что предложенные НАПФ основания для применения санкций в отношении НПФ устанавливают очень высокую планку для работы фондов. «Получается, если из тысячи жалоб одна неурегулирована, фонд рискует потерять основной канал привлечения клиентов. Если бы такие правила действовали уже сейчас, санкции пришлось вводить в отношении почти всех крупнейших НПФ»,- говорит руководитель одного из фондов.

«Это жесткие требования к качеству работы НПФ», — соглашается госпожа Нагога, однако, по ее словам, ПФР не согласен с предложением НАПФ, поскольку они «допускают случаи мошенничества и, по сути, узаконивают их, хоть и с ограничениями». «Комплексной программы по борьбе с мошенниками так и нет, при том что на протяжении длительного времени говорится о создании единой базы агентов и их лицензировании»,- говорит госпожа Нагога. По словам господина Виноградова, сейчас НАПФ, опираясь на опыт страховых компаний, разрабатывает стандарт по работе агентских сетей, в частности, прописываются вопросы лицензирования агентов и основания для отзыва таких лицензий.

Лицензирование агентов станет существенным шагом в борьбе с мошенничеством, считают участники рынка. «Во многих странах мира существует институт сертифицированных финансовых консультантов, подобным образом должны быть сертифицированы и агенты, задействованные в заключении договоров об обязательном пенсионном страховании»,- считает председатель совета НПФ «Европейский пенсионный фонд» Евгений Якушев.

Александр Мазунин, Коммерсантъ