http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Под железные дороги выезжают на футбол

ОАО РЖД подготовило концепцию перевозок на чемпионате мира 2018 года.

ОАО РЖД подготовило проект организации железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 года. Для перевозки 500 тыс. болельщиков предлагается построить две скоростные магистрали, закупить более 100 скоростных поездов и запустить аэроэкспрессы во всех городах, где будут проходить матчи. Ускорение поездов на существующей инфраструктуре потребует переноса грузового движения. В результате итоговая стоимость проекта превысит 1 трлн. руб., причем найти для него частных инвесторов никто не надеется.

Как стало известно, Институт экономики и развития транспорта (ранее «ГипротрансТЭИ», на 100% принадлежит ОАО РЖД) подготовил проект концепции организации пассажирского железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Авторы концепции исходили из того, что железнодорожным транспортом нужно будет перевезти 500 тыс. человек, рассказал источник, знакомый с деталями проекта. Документ разбивает решение этой задачи на четыре части. Первая — организация сверхскоростного движения (до 350-400 км/ч) — предусматривает строительство новых железных дорог. Здесь предлагаются три варианта: строительство ветки Москва-Петербург, создание ее и ветки Москва-Нижний Новгород-Казань, а также вариант строительства двух веток с продлением последней до Екатеринбурга.

Вторая часть подразумевает организацию скоростного (до 200 км/ч) сообщения с городами, где будут проходить матчи. «В большую часть городов срок доставки пассажиров будет составлять до пяти часов, что позволит использовать поезда с местами для сидения, — рассказывает источник.- В те города, куда ехать дольше, будут запущены комфортабельные ночные поезда». Введение скоростных поездов, как уже показал опыт запуска «Сапсана» и «Аллегро», потребует выноса грузового движения с пути их следования. Но для чемпионата мира по футболу вынос движения будет носить скорее временный характер. «Концепция предусматривает усиление дублирующих путей, что обойдется не более чем в 10 млрд. руб.» , — говорит источник, утверждая, что дополнительных обходных путей не предусматривается.

Третий блок касается организации интермодальных перевозок, то есть транспортировки болельщиков от аэропортов к местам проведения матчей. «В Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Сочи сообщение город-аэропорт либо уже функционирует, либо готовится к запуску, — поясняет источник. — В концепции предложены маршруты строительства железных дорог к аэропортам Самары, Краснодара и других городов».

Заключительная часть проекта анализирует потребности железной дороги в подвижном составе. По словам источника, кроме 54 поездов Desiro производства Siemens, которые уже будут в России к зимним Олимпийским играм в Сочи (сумма заключенного в 2009 году контракта составляет €586 млн.), потребуется еще около 100 таких поездов. Большая часть из них будет произведена в России по программе локализации производства — так заложено в проекте, говорит источник. Количество сверхскоростных поездов, основными производителями которых являются Alstom, Bombardier и Siemens, еще не определено. Общая стоимость проекта по организации скоростного железнодорожного сообщения для чемпионата мира также пока не определена. «Если государство примет решение строить все сверхскоростные ветки, итоговая цифра превысит 1 трлн. руб.», — отмечает источник.

В ОАО РЖД комментировать проект отказались, но источник подтвердил, что концепция «находится у президента монополии» и в ближайшее время может быть обсуждена на научно-техническом совете. Окончательный вариант документа должен быть внесен в правительство в июле.

Принципиальным в утверждении итоговой схемы, скорее всего, будет являться вопрос об источниках финансирования. Нынешний проект концепции сверстан исходя из того, что основные деньги предоставит государство, отмечает источник, близкий к разработчикам проекта. «У РЖД своих денег нет, а иные способы не позволят реализовать все планы до начала чемпионата», — говорит он. Железнодорожные проекты для Олимпиады-2014 в Сочи государство финансировало прямыми дотациями в уставный капитал ОАО РЖД.

Но пока непонятно, как при этом будет учтена работа по проектам скоростного и сверхскоростного движения, которую уже ведет ОАО РЖД без привязки к чемпионату мира по футболу. В частности, речь идет о строительстве новой магистрали Москва-Петербург. Ее предполагается строить с привлечением частных инвесторов на основании контракта жизненного цикла. Но в рамках концепции, говорит источник, никаких частных инвесторов не предусматривается — «потому что просто не успеем». «Невозможно установить такую цену билета, которая позволит при заявляемом пассажиропотоке чемпионата хотя бы на треть окупить затраты на инфраструктуру», — добавляет Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Он уточняет, что спрос на отдельные скоростные маршруты будет и после чемпионата, но это позволит окупить вложения только за 25-30 лет. По его мнению, частные инвесторы могут поучаствовать в проекте лишь косвенно — например, если на него пойдут деньги от возможной приватизации ОАО РЖД.

Зато государство, отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, будет стараться выполнить все обязательства к чемпионату мира — «и железнодорожники это понимают».

Александр Панченко, Коммерсантъ