http://vbunkere.com/
Skip to content
 

На зависть Sikorsky

Благодаря готовящемуся IPO «Вертолетов России» впервые стало известно, насколько доходно отечественное вертолетостроение. Рентабельность холдинга по EBITDA — 18%, рекорд для подобных компаний.

Прошлогодняя выручка «Вертолетов России» — около $2,7 млрд., а EBITDA — около $500 млн., рассказали сотрудники двух инвесткомпаний, которые видели материалы одного из организаторов IPO — «ВТБ Капитала». Выходит, операционная рентабельность «Вертолетов России» — примерно 18%. И это рекорд для отрасли, как отмечалось в материалах банка.

Для сравнения: прошлогодняя рентабельность по EBITDA у одного из лидеров рынка — американской Sikorsky Aircraft — 10,7% (при выручке в $6,7 млрд.). Тот же показатель у Eurocopter — 3,8% (4,8 млрд. евро), у англо-итальянской Augusta Westland — 11,3% (3,6 млрд. евро), а у американской Вell Helicopter — 13% ($3,2 млрд.). Средняя для рынка цифра — максимум 10-12%, отмечает один из собеседников.

Реальная эффективность бизнеса «Вертолетов России» еще выше, уверен этот источник: если бы не комиссионные по экспортным контрактам «Рособоронэкспорту» и роялти государству (около $240 млн. в 2010 г.), рентабельность холдинга по EBITDA была бы «под 25%».

Главная причина такой доходности — низкая стоимость производства в нашей стране (по сравнению с западными вертолетостроителями), указывает собеседник. Кроме того, иностранцы тратят серьезные деньги на новые разработки — порядка 3% выручки в год, добавляет он, а «Вертолеты России», судя по цифрам, таких затрат не несут.

Последние два года шло перевооружение производства, объясняет источник, близкий к «Вертолетам России», поэтому средств на новые разработки выделялось меньше. Теперь ожидается рост бюджета под НИОКР — он будет на уровне иностранных компаний, добавляет собеседник. Что же касается комиссионных и роялти, то это сложившаяся практика и корректироваться она не будет, указывает он.

Представители «Вертолетов России» и «ВТБ Капитала» от комментариев отказались.

В ближайшие 10 лет выручка «Вертолетов России» может расти примерно на 12% в год, говорит один из источников, ссылаясь на материалы «ВТБ Капитала». Однако операционная рентабельность будет постепенно снижаться до среднерыночного уровня за счет роста доли внутренних продаж; видимо, экспорт доходнее, добавляет он.

Основным драйвером роста продаж холдинга будет растущий спрос на боевые и транспортные вертолеты со стороны как Минобороны России (1000 машин до 2020 г.), так и госзаказчиков других стран мира, рассуждает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По имеющимся данным, в ближайшие 10 лет программа закупок Минобороны составит 1200-1300 вертолетов, т. е. по 120-130 в год. Из-за чего доля экспорта в выручке «Вертолетов России» снизится примерно с 50 до 25%. Добавятся и частные заказы от российских операторов, уверен Макиенко, например, от «ЮТэйр» и «Газпромавиа». А «дойной коровой» и основным продуктом компании были и остаются вертолеты Ми-8/17, имеющие как гражданскую, так и военную версию, резюмирует эксперт.

Место на рынке

Доля «Вертолетов России» на мировом рынке — около 10% в деньгах, а в отдельных сегментах (например, средние вертолеты и ударные боевые вертолеты) — около 40% рынка, отмечается в февральском отчете «ВТБ Капитала». IPO планируется в мае, оценка банка по стоимости компании — $2,5-2,8 млрд., говорят источники. Ожидается, что размещены будут до 30% акций (из них новые — на $250 млн.).

Анастасия Дагаева, Елена Мазнева, Алексей Никольский, Ведомости