http://vbunkere.com/
Skip to content
 

«Евросеть» не поняли

Крупнейшему российскому сотовому ретейлеру — «Евросети» — не удалось продать акции на Лондонской бирже. Инвесторы не поняли бизнес-модель ретейлера и предпочли ему другие российские компании, которые размещались в то же время, говорят источники. Сама «Евросеть» ссылается на «волатильность».

Акционеры «Евросети» решили отложить размещение на Лондонской фондовой бирже, говорится в сообщении компании, размещенном на сайте Лондонской биржи. «Несмотря на то что со стороны инвестиционного сообщества наблюдался повышенный интерес к компании «Евросеть», мы решили отложить проведение IPO в связи с волатильностью на рынках», — приводятся в нем слова президента «Евросети» Александра Малиса.

Материнская структура «Евросети» — нидерландская Euroset Holding N. V. сообщила о намерении провести IPO 22 марта, 1 апреля началось роуд-шоу и был назван ценовой коридор — $9,25-11,30 за глобальную депозитарную расписку (GDR), или $2,7-3,3 млрд. за 100% компании. Организаторы размещения Alfa Capital Markets (аффилирована с Альфа-Банком), Credit Suisse, Goldma№Sachs International и «ВТБ Капитал» оценивали компанию еще выше — в $3,2-4,9 млрд. «Евросети» не удалось собрать книгу заявок, рассказывали несколько источников, близких к организаторам и участникам размещения.

Кроме «волатильности» неудача «Евросети» может иметь и другие причины, на которые указывают источники, близкие к участникам размещения.

У компании нетривиальная бизнес-модель, которая основывается на продаже не только устройств, но и услуг телекоммуникационных операторов и финансовых услуг (за счет дилерской комиссии сотовых операторов формируется основная часть прибыли «Евросети»). На объяснение этой модели не хватило времени. Не понимая до конца модели, инвесторы хотели получить дисконт, но акционеры были не готовы продавать акции дешевле нижней границы диапазона.

Низкий спрос на бумаги «Евросети» может быть связан с большим количеством IPO российских компаний — одновременно с «Евросетью» размещались «ЛенспецСМУ» и НОМОС БАНК. НОМОС был «менее агрессивен по цене и оказался понятнее инвесторам», объяснил один из собеседников (банк установил ценовой диапазон в $2,8-3,2 млрд. за 100% компании, общий объем сделки — от $600 млн.). К тому же на встречах с инвесторами организаторы IPO НОМОСа говорили, что якорным инвестором станет Александр Мамут — он может потратить на акции до $100 млн. Это привлекло внимание инвесторов.

В ходе размещения «Евросети» Мамут, наоборот, выступал якорным продавцом — большая часть денег от IPO должна была достаться Alpazo Ltd. Мамута (владеет 50,1%), которая собиралась расстаться с 35% акций и привлечь $0,95-1,15 млрд. (исходя из объявленного ценового диапазона). А «Евросеть» могла рассчитывать на $140-170 млн. То есть инвесторы понимали, что большая часть их денег не попадет в компанию.

Это не первый случай, когда переносится размещение акций российских компаний в этом году, отмечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. В феврале Nord Gold отказалась от размещения, а Челябинский трубопрокатный завод перенес его, напоминает он. В обоих случаях инвесторы настаивали на дисконте примерно в 30%, а это практически то же самое, что незаполненная книга в рамках установленного ценового диапазона, отмечает Кленов. По его словам, обычно к организаторам не применяются никакие санкции за перенос или отмену размещения. Вознаграждение организаторов состоит из фиксированного платежа (меньшая часть) и success-fee, который выплачивается в случае удачного размещения, его банки не получат, уточняет источник, близкий к участникам размещения.

Тимофей Дзядко, Наиля Аскер-заде, Ведомости