http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Выездные проверки в 2011 году

План-график совместных выездных проверок территориальных органов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования России на 2011 год уже готов. Сотрудники ведомств поделились информацией об этом.

Территориальные органы ПФР и ФСС, наделенные полномочиями по контролю за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов с выплат работникам, обязаны проводить камеральные и выездные проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 3 этого закона органы ПФР проверяют правильность перечисления пенсионных и медицинских взносов. ФСС в свою очередь контролирует уплату взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 3 Закона №212-ФЗ).

В начале года органы ПФР и ФСС утверждают общий план-график выездных проверок. Обязанность составлять и согласовывать такой план-график закреплена пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28 октября 2009 г. №АД-30-35/10сог; №02-43/07-2205П.

В совместном письме ПФР и ФСС от 21 декабря 2010 г. №ТМ-30-24/13848 / №02-03-08/13-2872П «О планировании совместных выездных проверок» приведен образец плана-графика на 2011 год, а также перечислены критерии, по которым в этом году сотрудники контролирующих органов будут отбирать предприятия для проверки.

Критерии отбора

Основания для включения в план-график выездных проверок довольно обширны. При формировании плана-графика выездных проверок на 2011 год (с поквартальной разбивкой) территориальные органы ПФР и ФСС отбирают плательщиков страховых взносов по следующим критериям (основаниям):

1) наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС;

2) наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС;

3) несвоевременное представление индивидуальных сведений;

4) наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;

5) применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;

6) выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в т. ч. при непредставлении плательщиком пояснений);

7) наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;

8) отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);

9) уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;

10) неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;

11) периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);

12) наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Как видите, проверить могут почти любое предприятие. Причем внимание контролеров привлекут не только явные нарушения действующего законодательства, такие как: непредставление в органы ПФР и ФСС расчетов страховых взносов в течение 2010 года и несвоевременное представление индивидуальных сведений, но и вполне законные факторы, присущие деятельности многих компаний. Например, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС, или сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов, а также неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Также могут спровоцировать выездную проверку наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд и несоответствия в расчетах, выявленные по итогам проведения камеральных проверок. В последнем случае не важно, представил плательщик пояснения к расчетам или нет.

Кроме всего прочего, поводом для визита контролеров может послужить уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности и редкие — не чаще одного раза в три года — проверки плательщика. Примечательно, что проверки обособленных подразделений на отдельном балансе, проведенные в этом периоде, не считаются.

Другим объектом проверки может стать тот, кого посчитают крупнейшим плательщиком. К числу последних относят тех, кому принадлежат наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных людей или среднесписочная численность работников.

И только компаний, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, выездные проверки коснуться не должны. При условии, что ведомства были своевременно предупреждены о приостановке фирмой дел.

О союзе трех ведомств стоит поговорить отдельно. Если в органы ПФР и ФСС поступит информация из ФНС России о том, что предприятие принимало участие в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов, она станет основанием для выездной проверки. Скорее всего, авторы письма подразумевали незаконные схемы оптимизации. И на этом сотрудничество ПФР и ФСС с Федеральной налоговой службой России не заканчивается.

В рамках прошлогодних полномочий

Обязанность платить единый социальный налог, в составе которого значились и страховые взносы, не актуальна уже больше года, при этом контроль за правильностью его уплаты за периоды до 1 января 2010 года никто не отменял.

Раздел полномочий по проверкам ПФР и ФНС России зафиксировали в письме от 31 августа 2010 г. №АД-30-24/9291, №ММВ-22-2/422@. В «плане-графике-2011» проверяемый период охватывает три минувших года. Причем отрезок времени с 2008 по 2010 годы отделен от самого 2010 года. Это связано с тем, что контрольные функции за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов возложили на ПФР и ФСС только с 1 января 2010 года.

До этой даты суммы страховых взносов входили в состав ЕСН, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты которого осуществляет ФНС России. Именно сотрудники ФНС России имеют право по результатам проверки взыскать недоимку, пени и штрафы по ЕСН за 2008-2010 годы в порядке статей 46-48 Налогового кодекса.

Исключение предусмотрено только для части ЕСН в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые образовались на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляют органы ПФР (ст. 59-60 Закона №212-ФЗ).

Что касается части ЕСН в виде взносов на социальное страхование, то их исчисление, полноту и своевременность уплаты контролирует по-прежнему ФНС России в порядке статей 46-48 Налогового кодекса.

Таким образом, в проверяемый период с 2008 по 2010 год недоимки, задолженности по пенсионным взносам, а также пени и штрафы по ним взыскивает ПФР. Контроль за остальной частью ЕСН, как и раньше, в компетенции ФНС России. ФСС проверит исполнение обязанности по уплате страховых взносов за 2010 год.

Напоминаем, что сотрудники ФНС, ПФР и ФСС будут тесно взаимодействовать, в том числе обмениваться информацией о суммах уплаченных взносов, количестве сданных отчетов и данных в отчетах.

Выездные проверки в 2011 году

Обилие контролирующих органов и передел их полномочий может запутать кого угодно. Попробуем разобраться, когда, перед кем и за какой период нужно было отчитаться, и кто какие документы может проверить.

Проверка страховых взносов в составе ЕСН

С 1 января 2010 года расчеты по страховым взносам нужно представлять в территориальные органы ПФР и ФСС (подп. 3 п. 2 ст. 28 Закона №212-ФЗ). Расчеты по пенсионным взносам в теле ЕСН за период 2009 года и ранее должны быть представлены в ФНС России (письмо ФНС России от 16 сентября 2009 г. №ШС-22-3/717@).

Так как же выглядит взаимодействие ФНС России и Пенсионного фонда России на практике?

Как уже было сказано, ФНС России контролирует уплату ЕСН, проводя камеральные и выездные проверки. Если ревизоры найдут задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, они передают сведения о сумме этой задолженности и подтверждающие документы территориальному органу ПФР.

На основании полученных от ФНС России документов Пенсионный фонд выносит решение: привлекать или не привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Примечание: Минфин России в письме от 14 июля 2008 г. №12-07-07/2733 запрещает ФНС России самостоятельно выставлять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства об уплате страховых взносов на основании того, что эти полномочия не входят в компетенцию службы.

Итак, в полномочия налоговой службы входит: проведение проверки, сбор доказательств правонарушения, составление акта проверки, предоставление информации по результатам проверки в Пенсионный фонд. Для реализации последней обязанности сотрудники ФНС России направляют в ПФР документы, касающиеся уплаты пенсионных взносов, и подписанный акт проверки (или его часть). Сотрудники Пенсионного фонда могут участвовать в рассмотрении материалов проверок по запросу ФНС России, в части правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН (письмо ПФР №АД-30-24/9291, ФНС России №ММВ-22-2/422@ от 31 августа 2010 г.). Налогоплательщик может обжаловать акт проверки в течение 15 дней со дня его вручения или отправления по почте.

На основании полученных документов сотрудники Пенсионного фонда наделены полномочиями вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) плательщика страховых взносов к ответственности. Копию принятого решения ПФР направляет в налоговую службу в течение двух дней с даты вступления его в силу.

Взыскание недоимки, пени и штрафов по пенсионным взносам относится к компетенции ПФР (п. 6 часть 1 ст. 29 Закона №12-ФЗ). Для этого по результатам вынесенного решения сотрудники ПФР направляют плательщику требование об уплате. Погасить обязательства необходимо до истечения срока

Е. Ирхина, Бухгалтерия.ru