http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Январь встревожил экономистов

Инвестиции в основной капитал в России в январе 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года упали почти в пять раз — с 1 трлн. 625 млрд. рублей до 346,2 млрд. рублей. В годовом же исчислении падение в январе составило 4,7% против декабрьского роста на 10,1%. По оценке Минэкономразвития, это стало одной из причин сокращения российского ВВП в первый месяц года с учетом сезонной корректировки на 0,3% к показателю предыдущего месяца.

Отметим, что инвестиции в основной капитал подразумевают не только вложения в расширение производства, покупку дополнительного оборудования, приобретение новых зданий и т. д., но и элементарное возмещение выбывающего (например, в силу своей ветхости) капитала.

«Мы ожидали падения инвестиций уже в последние месяцы 2010 года, — признается директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок группы компаний «БДО Юникон» Елена Матросова. — Однако этого не произошло, и мы пришли к выводу, что снижение должно произойти с временным лагом, в феврале-марте». По ее мнению, резкое сокращение капиталовложений в годовом исчислении связано с эффектом базы. Иными словами, ситуация предыдущего года зеркальна к текущей ситуации: чем лучше было, тем хуже стало.

По итогам прошлого года инвестиции в основной капитал в России увеличились на 6% по сравнению с 2009 годом и составили 9 трлн. 105,1 млрд. рублей. За 2009 год инвестиции в основной капитал в России снизились на 16,2% по сравнению с 2008 годом до 7 трлн. 539,9 млрд. рублей.

«Если сработает эффект базы, в течение ближайших месяцев падение продолжится», — ожидает собеседница агентства. Согласно ее текущему прогнозу, инвестиции в основной капитал за 2011 год должны вырасти на 5%. «Однако в случае значительного падения инвестиций в следующие месяцы, мы произведем корректировку прогноза», — обещает она.

По мнению аналитика агентства «Инвесткафе» Антона Сафонова, «пока экономика страны не изменится качественно, инвестиции в основной капитал так и останутся на относительно невысоких уровнях, что ставит под угрозу экономическое развитие в целом».

Другим удручающим экспертов итогом января стало сокращение реальных доходов населения (на 5,5% год к году) и замедление роста оборота розничной торговли с 3,4% в декабре (в годовом исчислении) до 0,5% в январе (а по отношению к уровню декабря со снятой сезонностью этот показатель упал на 0,5%).

По мнению экспертов, основная причина — высокая потребительская инфляция в январе (2,4% с начала года). «Но если она оказалась в рамках ожиданий, то рост цен производителей (на 2,1% — Ред.) стал неприятным сюрпризом. В ближайшее время этот рост может привести к разгону инфляции», — опасается ведущий аналитик инвесткомпании «РИК-Финанс» Роман Ткачук.

Безработица выросла с 6,7% в декабре до 7,6% в январе, но разница в 0,9 процентных пункта несколько меньше среднеисторического сезонного изменения этого показателя, а с устранением сезонности безработица сохраняет тренд к снижению, констатируют аналитики Банка Москвы. Правда, при прочих равных снижение безработицы должно приводить к ускорению роста номинальных зарплат, однако этот рост, наоборот, замедляется (10,9% в ноябре 2010 года, 10,2% в декабре, столько же в январе 2011-го). «Это наблюдение позволяет сделать вывод, что ухудшение ситуации с внутренним потребительским спросом обусловлено не только всплеском инфляции, но и другими факторами, связанными с общеэкономической ситуацией», — замечают эксперты банка.

Однако именно инфляцию большинство аналитиков считают основным внутренним риском для российской экономики. По мнению Антона Сафонова, инфляционное давление в ближайшее время будет усиливаться из-за роста денежной массы (в связи с притоком денег в экономику) и роста тарифов ЖКХ. Но эксперт сомневается, что инфляция по итогам года превысит 9%: «Это очень большое значение, и правительство постарается удержать рост цен в приемлемых рамках. Скорее всего, по итогам 2011 года, инфляция будет на уровне 7,5-8%».

И все же экономисты призывают не драматизировать слабые результаты января. Из-за низкой деловой активности статистика первого месяца года не показательна. «Оживление экономики начинается обычно в марте, так что делать выводы о наблюдаемых трендах можно будет лишь по итогам I квартала, — успокаивают в Банке Москвы. — Тем не менее, тревожные ощущения в отношении экономики сохраняются, и связаны они, в первую очередь, с неблагоприятными изменениями инвестиционного климата, что находит подтверждение в продолжающемся оттоке капитала».

Разумеется, Россия по-прежнему сильно зависит от конъюнктуры мировых рынков. По мнению Елены Матросовой, основными внешними рисками для отечественной экономики можно считать опасность нового долгового кризиса в Европе, замедление американской экономики и резкое укрепление юаня. Последнее приведет к высокой инфляции товаров на мировых рынках и, как следствие, к ускорению внутренней инфляции в России.

Евгений Новиков, www.rosbalt.ru