http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Гастрономический кризис

Власти обещают обуздать рост цен на продукты питания. «Необходимо использовать все возможные способы, экономически взвешенные, для влияния на ситуацию на рынке продовольствия», — потребовал от правительства и, в частности, от главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной президент РФ Дмитрий Медведев.

Однако россияне не особо верят, что продуктовую инфляцию удастся «приструнить». По оценкам социологов «Левада-Центра», если в ноябре 2010-го индекс потребительских настроений (ИПН) равнялся 103 единицам, то в январе 2011-го он снизился до 95, а в феврале — до 91 единицы. «И это не только сезонное явление, компенсирующее предновогодний рост потребительского оптимизма, — уточняет руководитель отдела изучения уровня жизни Марина Красильникова. — Уже по итогам января ИПН опустился ниже уровня ноября прошлого года. В феврале падение настроений продолжилось, хотя и более медленными темпами». В «Левада-Центре» уточнили, что потребительские настроения ухудшаются из-за опасений относительно развития ситуации в ближайшее время. Проще говоря, потребители с ужасом ожидают дальнейшего роста цен.

Свои замеры субъективных оценок инфляции делал и ВЦИОМ. «Февральские оценки инфляции — одни из самых негативных за весь период наблюдений, — сообщили социологи центра. — На таком же критическом уровне, по мнению респондентов, темпы роста цен были в июне-июле 2008 года». По мнению 60% россиян, цены на товары, которые они обычно покупают, увеличились в среднем на 15-25%.

Росстат оценивает ситуацию более оптимистично — по его данным, за прошлый год цены на продукты питания в России выросли на 12,6%. При этом некоторые позиции подорожали более чем в полтора раза. Например, плодоовощная продукция — на 45,6%, крупа и бобовые — на 58,8%.

В январе высокими темпами росли цены на картофель (+22,8%). Белокочанная капуста подорожала на 16,8%, крупа гречневая-ядрица — на 12,7%, пшено — на 9%, говядина — на 4,4%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов — на 2,6%.

За первую неделю февраля заметнее всего подорожали гречневая крупа и пшено (на 2,3% и 2% соответственно), масло подсолнечное, маргарин, говядина, хлеб и мука (на 0,6-1,1%). Плодоовощная продукция в среднем подорожала на 1,2%, в том числе капуста и лук репчатый — на 1,7% и 1,6% соответственно.

Впрочем, опережающий общую инфляцию рост цен на продукты питания происходит не только в России. Как сообщила корреспондент «Росбалта» из Деггендорфа, в типичном немецком магазине «половинка» черного нарезанного хлеба стоит 86 евроцентов, греча — 1,7 евро, кило свинины или говядины — в пределах 4,5 евро, литр молока — 60 евроцентов, бутылка ординарного пива — около 1 евро. То есть цены вполне сопоставимы с ценами в российской рознице.

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в январе 2011 года продовольственные цены на мировом рынке достигли исторического максимума. Индекс, который рассчитывается на основании стоимости корзины основных продуктов — зерна, риса, мяса, сахара, вырос на 3,4% по сравнению с декабрем 2010 года и достиг 231 пункта. Это абсолютный рекорд с тех пор, как ФАО начала измерять индекс в 1990 году.

Представители МВФ отмечают, что подорожание продуктов стало одной из причин беспорядков на Ближнем Востоке. В Европе ситуация тоже вызывает опасения. Нынешний председатель «Большой двадцатки» президент Франции Николя Саркози даже обвинил в росте цен спекулянтов и призвал выработать ответные меры.

Иными словами, российские потребители достаточно обоснованно не доверяют обещаниям властей совладать с продуктовой инфляцией. Это не удалось сделать, когда продуктовая инфляция набирала скорость в отдельно взятой стране, и тем более не удастся в рамках общемировой тенденции.

Конечно, в ряде случаев рост цен объясняется «местными» факторами. Но та же засуха, ударившая по российским полям, сказалась на общемировых ценах — ведь Россия является одним из мировых лидеров экспорта зерна. Наводнение в Индии и дожди в Бразилии взвинтили цены на сахар. Впрочем, главная причина роста цен — в другом. В странах с миллиардным населением — Индии и Китае — увеличиваются среднедушевые доходы, то есть в мировом масштабе растет число потребителей, готовых платить за вкусную и разнообразную пищу. Кроме того, при цене барреля нефти выше $50 становится выгодным производство моторного топлива из растительного сырья (рапса, кукурузы, сои и др.)

Поэтому российскому покупателю остается только приноровиться к обстоятельствам. Перспективы же таковы, что следующими продуктами, которые включатся в гонку цен, станут мясо и молоко. В себестоимости, например, свинины расходы на кормовое зерно составляют до 70%, а само зерно подорожало в 2,5 раза.

В итоге в целом за год продуктовая инфляция, по разным оценкам, составит 15-20%.

Игорь Чубаха, www.rosbalt.ru