http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Новинка от ФАС — «третий пакет»

ФАС опубликовала «третий антимонопольный пакет» на своем сайте. Ведомство планирует усилить контроль за торгами, будет опираться на товарные биржи при расчете монопольно высокой цены, введет смягчающие и отягчающие обстоятельства нарушений и расширит свои полномочия. При этом порог сделок, которые будет одобрять ФАС, повысится.

Российский антимонопольный регулятор в законотворческой практике придерживается масштабных жанров, предпочитая проводить новации едиными пакетами. Подготовка так называемого «третьего антимонопольного пакета» велась ФАС еще с 2009 года. Ведомство опубликовало его на своем сайте — это проекты поправок в КоАП, закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты, уточняющие антимонопольное законодательство.

Торги возьмут под контроль

В частности, законопроектом предлагается внести изменения в статью 3.5 КоАП, которые позволят устанавливать административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства в сфере торгов. Он должен быть кратен стоимости предмета торгов и при этом не должен будет превышать половины его максимальной цены.

Для нарушителей порядка торгов вводится новый состав правонарушения. ФАС предлагает дополнить статью 14.32 КоАП частью 1.1, которая введет в российское законодательство такой состав правонарушения, как заключение недопустимого соглашения на торгах, а также совершение согласованных действий на торгах.

При этом уточняются критерии определения монопольно высокой цены товара. В случае принятия поправок цена не будет признаваться монопольно высокой, если она не превышает цену на товар на товарной бирже, работающей с учетом антимонопольных правил. «Законопроект предусматривает, что при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также поправки вводят в КоАП новый состав правонарушения участниками оптового и розничного рынков электроэнергии, не занимающими доминирующего положения. Правонарушением теперь будут считаться экономически или технологически необоснованные действия, которые привели к значительному изменению или поддержанию цен на электроэнергию. Должностные лица должны будут заплатить штраф в 20-50 тыс. руб., юрлица — 500 тыс. — 1 млн. руб.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Для более точной классификации нарушений антимонопольного законодательства будут устанавливаться смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые будут учитываться при назначении административного штрафа. Каждое смягчающее обстоятельство — признание в письменной форме нарушений, их устранение и помощь в проведении антимонопольного расследования — снижает размер штрафа на четверть от минимального размера.

Каждое отягчающее обстоятельство — продолжительность нарушения более года, ущерб более 1 млн. руб. или незаконный доход более 5 млн. руб., повторное совершение правонарушения — точно так же увеличивает штраф.

ФАС расширит полномочия

Третий антимонопольный пакет позволит ФАС применять новые инструменты по отношению к нарушителям. Так, поправки в КоАП устанавливают ответственность за несвоевременное представление в ФАС сведений по ее требованию. Ранее представители антимонопольного ведомства неоднократно жаловались, что не могут получить от компаний, против которых велось антимонопольное расследование, необходимые документы в срок.

Благодаря поправкам в ст. 23 закона «О защите конкуренции» ФАС сможет выдавать обязательные для исполнения предписания организатору торгов, конкурсной и аукционной комиссии на устранение нарушений. Предписания могут касаться отмены протоколов, внесения изменений в документацию о торгах, извещений о проведении торгов, аннулирования торгов.

Также ФАС намерена получить право вести реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, а также чиновников, привлеченных за нарушения антимонопольного законодательства.

Госгарантии потребуют одобрения ФАС

Поправки к закону «О защите конкуренции» уточняют определение понятия «государственные или муниципальные преференции». Теперь к ним относится также предоставление органами госвласти или местного самоуправления государственных или муниципальных гарантий.

Уточняются и цели, для которых может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция: ее смогут получить только субъекты малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют основным направлениям поддержки развития малого и среднего бизнеса. Также устанавливается ответственность за непредставление сведений в ФАС о даче согласия на предоставления государственной или муниципальной преференции (ч. 6 ст. 19.8 КоАП). За это должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 10 до 15 тыс. руб.

Количество запретов сократится

Поправки в закон «О защите конкуренции» уточняют требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. В частности, запреты на соглашения, в случае принятия поправок, будут устанавливаться только для конкурирующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов. При этом количество запретов сокращается. В частности, запрет на соглашение будет устанавливаться лишь в том случае, если в результате происходит ограничение конкуренции. При таком положении дел устанавливается «запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него, запрет на соглашения, приводящие к необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, запрет на соглашения, приводящие к созданию препятствий доступу на товарный рынок или к установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях», говорится в пояснительной записке к законопроекту.

При этом запреты не будут распространяться на соглашения субъектов, которые входят в одну группу лиц, или если они находятся под контролем одного лица.

ФАС будет одобрять меньше сделок

Законопроект также предполагает повышение пороговых значений активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие ФАС на совершение сделок и других действий.

Для совершения сделки будет требоваться предварительное согласие ФАС, если суммарная стоимость активов объединяющихся организаций составляет 7 млрд. руб. (сейчас — 3 млрд. руб.), а их суммарная выручка — 10 млрд. руб. (сейчас — 6 млрд. руб.).

ИА «Финмаркет»