http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Умного учить, или вопросы инвестиций в персонал ИТ-компаний

Бюджеты на обучение сотрудников в большинстве компаний ИТ-сектора показывают рост. Впрочем, только престижным сертификатом специалиста в компанию не заманишь: хлеб с икрой российскому соискателю по-прежнему милее гранита науки. В таком случае, стоит ли делать инвестиции в «рисковый актив», который после дорогостоящих курсов волен сбежать к конкуренту?

Без особых ожиданий

По статистике кадрового центра «ЮНИТИ», около 85% соискателей не рассчитывают на обучение в компании-работодателе, но c большим энтузиазмом принимают подобное предложение. При этом для работодателя, как замечает Анна Шевченко, руководитель отдела по подбору персонала компании Veeam Software, настойчивый интерес соискателя к программам повышения квалификации может говорить скорее о его желании поучиться за чужой счет, нежели о желании поработать на конкретном предприятии. «Мы готовы учить, но только тех, кто заинтересован в сути деятельности и хочет с нами работать», — поясняет Анна. С ее позицией солидарен и Михаил Сергеев, директор по коммуникациям компании «Гарс Телеком»: «Наш опыт показал, что соискатели, которым принципиально наличие опции обучаться за счет компании, проигрывают нацеленным на возможности реализовать собственные амбиции».

Активных желающих поучиться за счет работодателя, по данным Александра Семенова, генерального директора компании «Корус Консалтинг», немного — от 10 до 20%. Однако доля таких соискателей растет. Все чаще кандидаты на собеседовании при приеме на работу интересуются: есть ли в компании обучение, как оно организовано и по каким направлениям проводится. Диляра Шахмаметьева, руководитель отдела персонала компании из «Рексофт» замечает что, по статистике ее компании, возможность обучения за счет последней стоит у соискателей на втором или третьем месте в списке приоритетов.

Поучился — и хватит

Как показал опрос кадрового центра «ЮНИТИ», 32% компаний не предпринимают мер, чтобы обезопасить себя от внезапного увольнения работника после длительного или дорогостоящего обучения. «Уход сотрудников — естественный для любой компании процесс. От данного риска никто не застрахован. Конкретных мер «страхования» нет, эти вопросы решаются индивидуально с каждым сотрудником», — рассказывает Ангелина Журавлева, специалист по обучению персонала Exigen Services. На самом деле такой «философский» подход обусловлен еще и отсутствием конкретной законодательной базы. ИТ-компании сами по мере условий и юридических возможностей прописывают ответственность сторон в дополнительных соглашениях к трудовым договорам или договорам на обучение. Так, в Softline, по словам руководителя корпоративного университета компании Елены Кунаковой, со специалистами, проходящими образовательные курсы во внешних организациях, заключаются ученические договоры, регламентирующие обязанности сторон и закрепляющие определенные сроки работы в компании обученных сотрудников.

«Еще один вариант страховки, который применяют около 25% компаний — схема «пятьдесят на пятьдесят», когда одну половину стоимости обучения покрывает компания, а вторую — сотрудник из собственных средств», — говорит руководитель отдела по подбору персонала кадрового центра «ЮНИТИ». По словам эксперта, работодатели уверены, что такой подход мотивирует специалиста учиться лучше и отбивает у того охоту использовать ресурсы предприятия в своих целях — ведь когда платишь сам, полученное ценишь больше.

В чем правда, брат?

Несмотря на все риски, участники рынка единодушно считают, что затраты на обучение выгодны компаниям. «Чем выше в бизнесе интеллектуальная составляющая, тем актуальнее инвестировать «в головы», — подчеркивает Михаил Сергеев. По словам Светланы Петровой, директора по персоналу компании Digital Design, надо учитывать, что не все сотрудники могут оплатить свое обучение. Поэтому если компания не возьмет на себя эту нагрузку, вероятно, часть работников вообще откажется от участия в образовательных программах.

Выгода компании существенна, утверждает Галина Токарева: «Обучение влияет на такие составляющие, как лояльность специалиста в отношении компании и клиентов, адаптация новых сотрудников и более быстрый выход их на уровень самостоятельной работы, формирует у сотрудника представление о профессиональном развитии и росте внутри компании. Не говоря уже о профессионализме, оперативности и уровне решаемых сотрудником задач».

Ко всему вышесказанному Елена Шулева, менеджер по персоналу сети дата-центров «Селектел», добавляет, что обучение персонала помогает снизить зависимость компании от рынка труда, где в ближайшее время не предвидится снижения дефицита квалифицированных кадров.

Мы его теряем!

Работодатели, выбирая претендентов на обучение, стараются отдавать предпочтение тем, кто заинтересован у них работать. По утверждению Галины Токаревой, обучение является одной из форм поощрения и элементом системы мотивации. Однако практика показывает, что лояльность сильно коррелирует с размером вознаграждения, в том числе и его увеличением после обучения.

По мнению Веры Анисцыной, для большинства специалистов России по-прежнему важны «живые деньги». Эксперт кадрового центра «ЮНИТИ» подтверждает это реальным примером подбора. Инженеру очень крупного оператора связи поступило предложение от нового работодателя. Но менее чем за год до этого специалист прошел дорогостоящее обучение за счет компании, и его не отпускали, пока он не погасит оставшуюся стоимость данного обучения. В итоге он предпочел занять денег и выплатить сумму (около 70 тысяч рублей), поскольку уровень зарплаты на новом месте достаточно быстро компенсировал бы затраты. «Текучка квалифицированных кадров — это болезнь, как ни странно, именитых фирм, считающих, что статус работодателя и некоторые социальные гарантии (включая и обучение) могут компенсировать часть заработной платы. Также очень часто сталкиваются с подобной проблемой крупные компании, имеющие региональную сеть, — замечает Вера Анисцына. — Нередко в погоне за экономией они используют «не самую справедливую» систему определения уровня зарплаты. Так, например, при равной квалификации специалист в московском подразделении получает 60 тыс. рублей, а в томском филиале — 15 тыс. Конечно же, если у регионала появляется возможность пройти обучение за счет компании, он ею пользуется, но спустя 3-5 месяцев переходит к новому работодателю».

Подводя итог теме, Михаил Сергеев замечает, что существующая в России законодательная база не позволяет предприятиям хеджировать ни риски того, что повысивший свой профессиональный уровень сотрудник покинет компанию, ни того, что он перейдет на работу к конкурентам. Единственный механизм удержания людей — предоставление интересной и соответствующей их уровню и ожиданиям работы. Соглашается с его мнением и Анна Юркина, генеральный директор компании CompuTel System Management. По ее словам, удержать специалистов, прошедших дорогостоящие курсы, наилучшим образом позволяет наличие у компании интересных проектов, а также понимание сотрудником перспектив развития самой организации и своих внутри нее. Последнее во многом связано с прозрачными системами карьерного роста, аттестации и мотивации персонала.

Кадровый центр «ЮНИТИ» для журнала «Бизнес-эксперт»