http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Ни госструктуры без коррупции

В России сегодня нет ни одной государственной структуры, министерства или ведомства, которые могут похвастать, что раз и навсегда избавились от коррупции. Такие неутешительные данные озвучил первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман.

Сама прокуратура — не исключение. «Насколько это возможно, с этим боремся. То, что произошло в прокуратуре Московской области, это большое упущение», — отметил замгенпрокурора, имея в виду, разумеется, нашумевший игорный скандал. При этом Буксман подчеркнул, что прокуратура не поддержала обвинительное заключение по игорному делу, так как сочла его противоречащим закону из-за нарушения прав участников процесса.

Но и у остальных, если верить официальным данным прокуроров, дела обстоят ничуть не лучше.

Наполовину больше

По данным Буксмана, итоги прокурорских проверок, проведенные в первые шесть месяцев текущего года, крайне неутешительны. Так, за отчетный период в полтора раза выросло число нарушений законодательства о противодействии коррупции в государственной и муниципальной службе. Правовых актов, где явно прослеживается коррупционная составляющая, также выявлено на 50% больше, чем за этот же период прошлого года. В численном значении — около 25 тысяч. По словам Буксмана, прокуратуры разных уровней вынесли на этот счет почти 24 тысячи протестов.

«В тех случаях, когда наши протесты не удовлетворяются или откровенно игнорируются, обращаемся в суд с исками о признании таких актов незаконными. За январь-июнь таких исков было подано почти 9 тысяч», — отметил Буксман.

Что касается прокурорских представлений по различным нарушениям закона, то их было вынесено 39 тысяч. По итогам их рассмотрения около 33 тысячи должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, более 4 тысяч — к административной. Возбуждено 3322 уголовных дела.

Перечень грехов

Первый заместитель Генпрокурора пояснил, что чаще всего выявляемые нарушения касаются совершенно определенных областей жизнедеятельности российского чиновничества. К примеру, пользование и распоряжение государственным и муниципальным имуществом. В этой сфере за первые шесть месяцев текущего года выявлено 8650 нарушений, вследствие которых возбуждено 145 административных и почти 300 уголовных дел.

Разумеется, небезгрешны те, кто прикладывает руку к размещению государственных заказов на поставку товаров или оказание услуг. «Основной массив нарушений, а их зафиксировано 26 тысяч, носит откровенно коррупционный характер», — пояснил представитель Генпрокуратуры. По данным Буксмана, также выявлено более 1500 незаконных нормативных актов, которые касались подобных тендеров, почти 5 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Однако в уголовные дела данные прокурорских проверок превратились лишь в 86 случаях.

Говоря об основных нарушениях в ходе госзакупок и используемых злоумышленниками схемах, Буксман, впрочем, Америки не открыл. «Мы не раз сталкивались с ситуациями, когда в какой-то газетенке, которую специально купили для подобных целей, закладывается информация о размещении госзаказа с буквой, точкой или тире, которые не дают возможности участвовать в торгах никому, кроме строго определенной структуры», — пояснил замгенпрокурора.

И тут же привел пример аналогичной «игры слов». Не так давно одно из министерств разместило заказ на приобретение автотранспорта. Конкретная фирма в документах на тендер, конечно же, не называлась. Однако одним из условий было прописано то, что приобретаемые госструктурой машины должны были иметь совершенно конкретные двадцатизначные идентификационные номера — vin’ы. «Это все может быть очень смешно, если б не было так грустно», — посетовал Буксман.

По данным РАПСИ, заказчиком был не кто иной, как Минтранс РФ.

Другим чиновничьим грехом, по словам замгенпрокурора, является игнорирование конфликта интересов. «Выявляются такие нарушения совершенно случайно. Очень часто люди сообщают, что, например, в фирме, выигрышу которой на конкурсе поспособствовал чиновник, работает его жена, сын, зять и т. д. Слава богу, есть Интернет. Люди отслеживают, сообщают, а мы — реагируем», — отметил Буксман.

Всего же злоупотреблений подобного характера за январь-июнь выявлено порядка 1500, дисциплинарную ответственность понесли около 300 человек. «При этом реакция у многих совершенно неадекватная. То ли мало еще кто осознал опасность данного явления, то ли многие просто к таким вещам относятся поверхностно. Это плохо», — полагает Буксман.

Фактов же, требующих реагирования, немало. Например, недавно в Ярославской области чиновник местного Росприроднадзора навязывал услуги по подготовке разрешительной документации, а в качестве исполнителя рекомендовал фирму, аффилированную с его родственником. А кое-где, например, в Тамбовской области, прокуроры вообще не обнаружили нормативно-правовой базы, которая бы включала механизм урегулирования конфликта интересов.

Что касается антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (сейчас, помимо Генпрокуратуры, ее вправе проводить лишь Минюст), то за минувшие полгода изучено более 312 тысяч федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, из которых в 20 тысячах документов выявлены нарушения. Причем более 15 тысяч актов прямо противоречили действующему федеральному законодательству. По данным Буксмана, все это стало поводом вынести около 15 тысяч прокурорских протестов и около 500 раз обратиться в суд.

«В результате исключены коррупционные факторы в 14 319 случаях. Эти нормы больше не будут работать на взяточников», — порадовал Буксман.

Дыры деклараций

Рассказал он и об итогах прокурорских проверок деклараций о доходах и имуществе чиновников различного уровня за 2010 год, которые проводились по поручению главы государства. Замгенпрокурора признает — результаты свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в данной области.

В первую очередь проверялись сотрудники МВД, МЧС, военнослужащие, государственные и муниципальные чиновники. Общий итог: более 41 тысячи нарушений закона. Прокуратурой заявлено 1500 протестов, более 6 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Буксман отметил, что наибольшее число нарушений при декларировании доходов было выявлено в Башкирии, Ингушетии, Алтайском, Красноярском, Ставропольском, Пермском краях, Архангельской, Брянской, Тульской, Ростовской, Липецкой, Ленинградской и Новосибирской областях. «Более половины нарушений зафиксировано в органах местного самоуправления. Например, отсутствуют перечни служащих, которые обязаны декларировать доходы и имущество, нет актов, которые регулируют порядок проведения таких проверок», — констатирует Буксман.

Кроме того, нередко чиновники в таких ситуациях заболевают массовым склерозом, забывая про то, что владеют машинами, землей, квартирами и долями в коммерческих предприятиях. Так, в Нижегородской области один из заместителей губернатора при заполнении декларации не вспомнил о том, что у него есть собственная квартира в столице. А чиновник столичного стройкомплекса предпочел забыть о кредите в 500 тысяч долларов, который взял на свое имя в 2005 году.

Лидер по числу нарушений — МВД. Замгенпрокурора объясняет этот факт тем, что в министерстве проверка «проводилась глубже». По данным Буксмана, было выявлено более 9 тысяч нарушений закона, 1700 сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности. «Разумеется, данные проверок использовались при переаттестациях сотрудников, которые пожелали работать в полиции», — добавил он.

Общая проблема проверяющих — отсутствие закрепленной на законодательном уровне обязанности чиновников декларировать не только доходы, но и расходы. «Это надо сделать. Но сейчас, когда человек поступает на госслужбу, ему комиссия задает вопросы. И если у нее имеются данные, что соискатель заработал за год 1 миллион рублей, а приобрел недвижимости на 1 миллион долларов, места он не получит», — говорит Буксман.

При этом замгенпрокурора констатирует, что возможностей проверить, есть ли у отечественных чиновников имущество или банковские счета за рубежом, у сегодняшней российской прокуратуры нет. Может, еще и поэтому подобные проверки — не более, чем формальность?

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ