http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Бюджет 2012: не так щедр, как кажется

В начале июля правительство согласовало основные параметры бюджета на 2012 год (см. табл. 1). При цене на нефть $93/барр, ожидается, что доходы бюджета достигнут 18,5% ВВП, расходы прогнозируются на уровне 21,2% ВВП, а дефицит вырастет до 1,6 трлн. руб. или 2,7% ВВП, говорится в комментарии аналитиков Альфа-Банка.

Таблица № 1. Параметры федерального бюджета, млрд. руб. и % ВВП
2010Ф 2011П 2012 П
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП
Доходы 8 305 18,5% 10 303 19,3% 10 615 18,5%
Расходы 10 118 22,5% 11 023 20,7% 12 185 21,2%
Баланс -1 812 -4,0% -719 1,3% -1 571 -2,7%

Источник: Министерство финансов

В проекте бюджета на 2012 год сильное удивление вызвал рост расходов на 11% против 8% в этом году и первоначального прогноза 5% на 2012 год. Эти показатель складывается из быстрого роста расходов на внутреннюю безопасность на 37% г/г, а также на национальную оборону и социальную политику на 20-21% г/г. Правительственный трехлетний план расходов бюджета также был значительно пересмотрен (см. табл. 2). Если год назад правительство предложило проект, в котором в последующие три года планировался рост расходов на 20%, сейчас в трехлетнем плане заложен рост расходов на 30%.

Таблица № 2. Прогноз роста расходов федерального бюджета
2013/2010П 2013/2010П 2013/2010П
(старый) (новый) старый новый
Всего 20% 30% 5% 11%
Общегосударственные вопросы -13% -10% -8% -9%
Национальная оборона 65% 80% 9% 21%
Внутренняя безопасность 9% 62% -2% 37%
Национальная экономика 29% -12% -1% -4%
ЖКХ -67% -73% -56% -57%
Образование 17% -18% 0% -1%
Здравоохранение 25% -5% 3% 7%
Социальная политика 3% 31% 8% 20%
Обслуживание государственного долга 114% 82% 33% 25%
Прочее 51% 74% 36% -11%

Источник: Министерство финансов

Хотя рынок очень позитивно отреагировал на данные новости, посчитав, что расходы бюджета возросли из-за выборов, мы занимаем более осторожную позицию. Из общего роста расходов на 1,2 трлн. руб., на долю новых расходов приходится лишь 0,7 трлн. руб., необходимых, главным образом, для финансирования роста зарплат полицейских и военнослужащих. Остальные 40% роста федеральных расходов вызваны переносом расходов на полицию и социальную сферу на федеральный бюджет с других уровней консолидированного бюджета.

Перераспределение расходных обязательств между различными уровнями государственного бюджета объясняет, почему, несмотря на рост расходов федерального бюджета, рост расходов консолидированного бюджета должен замедлиться с 14% в 2011 до 11% в 2012, отражая, тем самым, ужесточение подхода к росту расходов. Также важную роль в ужесточении бюджетной политики играет рост доходов консолидированного бюджета. Снижение ставки страховых взносов с 34% до 30%, хотя и будет частично компенсировано введением 10% налога на высокие зарплаты с 2012 года, но все же обойдется консолидированному бюджету в 250 млрд. руб., и окажет поддержку компаниям с низким уровнем затрат на оплату труда. Исходное предположение по цене на нефть — снижение с $105/барр. в этом году до $93/барр., означает снижение нефтегазовых доходов на 600 млрд. в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Поскольку несмотря на выпадающие доходы 850 млрд. руб., в проект бюджета заложен рост доходов консолидированного бюджета практически в соответствии с темпом инфляции, это означает, что выпадающие доходы будут компенсированы ростом поступлений по другим налоговым статьям.

Ожидается, что использование основного инструмента социальной политики правительства, индексации пенсий, также снизится в 2012 году. Снижение доходов от страховых взносов в 2012 году позволит повысить пенсии лишь на 11% г/г, после увеличения на 19% г/г, которое мы ожидаем в этом году. Такой жесткий подход к социальным затратам вызван необходимостью контролировать дефицит Государственного пенсионного фонда. По нашим прогнозам, в следующем году дефицит фонда увеличится до уровня 2010 года и в 2012 году достигнет 2,5 трлн. руб. (см. табл. 3). Как можно видеть, без учета отчислений в пенсионных фонд, профицит федерального бюджета составит 1 трлн. руб. (1,8% от ВВП).

Таблица № 3. Параметры Государственного пенсионного фонда
2010 2011П 2012П
Налоговые поступления в Пенсионный фонд 1 950 2 950 3 245
Расходы Пенсионного фонда -4 364 -5 200 -5 750
Рост расходов, % г/г 34% 19% 11%
Дефицит Пенсионного фонда -2 414 -2 250 -2 505
Баланс Федерального бюджета -1 812 -719 -1 571
Без учета выплат в Пенсионный фонд 968 1 623 1 051

Источник: Министерство финансов

Отдел исследований Альфа-Банка

Несмотря на продолжающийся рост расходов, очевидно, что бюджетная политика не играет большой роли в стимулировании экономического роста. Согласно представленным макроэкономическим прогнозам на 2012 год, правительство понижает прогноз роста ВВП с 3,9% г/г до 3,5% г/г несмотря на увеличение прогноза роста цены на нефть на $15/барр. Данный показатель приближается к нашим осторожным прогнозам роста ВВП в следующем году на 2,6% и поддерживает наше мнение, что акцент на индексацию социальных расходов при отсутствии стимулирования внутреннего производства подстегнет рост импорта, что, в свою очередь, помешает ускорению роста ВВП.

Кроме того, исходя из новых параметров бюджета, можно сделать вывод, что зависимость от цен на нефть продолжит расти. Если изначально равновесная для бюджета цена на нефть в 2012 году прогнозировалась на уровне $113/барр., по пересмотренному плану она составляет $125/барр. Данный разрыв частично объясняется увеличением социальных расходов в 2011 году, которое уже привело к росту равновесной цены до $118/барр. против изначально запланированной цены $111/барр. Таким образом, в 2012 году ожидается что, уровень бездефицитности бюджета по сравнению с 2011 годом увеличится на $7/барр., из которых $5/барр. объясняются снижением ставки страховых взносов. Очевидно, что такой высокий уровень чувствительности к ценам на нефть, несмотря на умеренный рост расходов, делает смягчение фискальной политики маловероятным в ближайшие годы.

В краткосрочной перспективе, правительство может компенсировать данный структурный дефицит за счет программы приватизации. Согласно недавним заявлениям, приватизационная программа может принести до 6 трлн. руб. в 2012-2016 гг., то есть приблизительно 1,2 трлн. руб. в год. В случае успешного выполнения программы, около 75% дефицита в следующем году может быть покрыто из этого источника, что позволит сохранить процентные ставки на относительно низком уровне. В то же время, сама реализация программы находится под большим вопросом. Во-первых, крайний срок программы приватизации недавно был передвинут с 2015 года на 2017. Во-вторых, намерение правительства сохранить влияние на некоторые компании даже после приватизации значительно ослабляет интерес частных инвесторов в отношении этих активов. Наконец, цена российских активов сильно зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, что делает приватизацию крайне ненадежным источником финансирования дефицита, и означает, что правительству в ближайшие годы все же придется заняться решением проблемы высокой чувствительности бюджета к ценам на нефть.

ИА РосФинКом