http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Возможна ли победа в борьбе с рейдерством?

Рейдерство в России будет процветать, пока есть коррупция и нет системных изменений в правовом поле. Но снизить риски, добиться успеха на отдельно взятом участке фронта при определенной подготовке можно — к такому выводу пришли участники пресс-конференции «Рейдерство в России: возможно ли эффективное противостояние?», состоявшейся в ИА «Росбалт».

Причина процветания рейдерства в России — не только сверхприбыли, которые получают рейдеры, но и безнаказанность их действий, заявил заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по безопасности Геннадий Гудков, делая таким образом акцент на несовершенстве антирейдерского законодательства. На его взгляд, нужно внести поправки, предусматривающие наказания за фальсификацию документов, необходимых для получения прав на собственность, фальсификацию доказательств в суде. Необходимы также поправки в УК РФ, защищающие собственность юридических лиц. «В цивилизованном государстве должна быть такая глава, которая защищала бы собственность юридических лиц. Это не менее важный аспект, чем защита личной вещи», — убежден заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ. Кроме того, считает он, следует обратить внимание на следственную и судебную практику в отношении рейдерства, совершенствовать их, поскольку, например, судебная практика сегодня «безобразна».

Юрист Александр Горбатенко был более оптимистичен в отношении судов: по его словам, в работе судебной системы наблюдаются положительные тенденции. Он опирался на недавний случай из практики, когда судья арбитражного суда Москвы сработала профессионально, в результате чего тяжба завершилась не в пользу рейдеров. Руководитель некоммерческой организации «Аудиторы корпоративной безопасности» Игорь Бородин, продолжая поднятую Г. Гудковым тему, отметил, что расследовать уголовные дела, связанные с рейдерством, бывает крайне сложно, поскольку, мягко говоря, очень хлопотно квалифицировать преступление как захват. Следственные органы предпочитают перевести их в другую категорию, констатировал И. Бородин, приведя в пример преступление в Кущевской. «Там типичные рейдерские захваты с использованием силовых методов, — заявил эксперт. — Но при этом никто не скажет, что там было рейдерство. Там смотрят уголовные дела с совершенно другой окраской». Это очень беспокоит, особенно на фоне того, что антирейдерская деятельность в целом весьма специфична, от предпринимателей она требует немалых затрат и юридической подготовленности. В свете этого И. Бородин сделал, как он выразился, комплимент правительству Москвы за работу по повышению уровня правовой грамотности малых и средних предпринимателей. В течение прошлого и текущего годов, продолжил эксперт, организация «Аудиторы корпоративной безопасности» и Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП) совместно проводили цикл лекций по обеспечению безопасности деятельности. На занятиях бизнесмены смогли протестировать свои проекты на предмет рейдерской уязвимости и получить навыки защиты.

Федеральный эксперт по проблемам противоправных поглощений и борьбы с коррупцией, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Александр Богатиков, в отличие от коллег, не считает российское законодательство слабым. Оно, на его взгляд, позволяет достаточно эффективно бороться с рейдерством. Признавая, что ФЗ-147 от 1 июля 2010 г., направленный на противодействие рейдерству, принят довольно поздно (его стоило бы принять 10 лет назад), эксперт в то же время отметил его большой плюс: документ ударяет по «пионерам рейдерского бизнеса», то есть, по тем, кто делает первые шаги на этой стезе. В России основная проблема в том, что хромает правоприменительная практика, убежден А. Богатиков, а это в свою очередь обусловлено высоким уровнем коррупции. «Захваты собственности — это самые коррупционноемкие преступления, и от этого пирога хватает всем — и рейдеру, и всей остальной коррумпированной крупной организованной чиновничьей группе, которая своим действием или бездействием всячески способствует преступлению», — заявил эксперт. Он также высказал мнение, что в России нет единого механизма по устранению рейдерства, потому что отсутствует одна составляющая этого механизма — активность гражданского общества. «У нас не работает гражданское общество», — констатировал А. Богатиков, добавив, что именно активность общества — важный элемент борьбы с коррупцией и, соответственно, c рейдерством.

В заключение участники пресс-конференции ответили на вопрос «Возможно ли эффективное противостояние рейдерству в России?» Г. Гудков заявил, что борьба с рейдерством затруднена высоким уровнем коррупции, отсутствием системы права. «Но снизить рейдерские риски можно», — отметил он, добавив, что все зависит от активности бизнеса, которому, конечно же, сложно, особенно малому. А. Богатиков повторил, что действующее законодательство достаточно эффективно, и подчеркнул необходимость внимания к правоприменительной практике. И. Бородин считает необходимым «менять менталитет бизнеса», поскольку рейдерство — это сателлит недобросовестной конкуренции. Нужно учить бизнесменов добросовестной конкуренции, умению защищать свой бизнес и в критических ситуациях вовремя обращаться к грамотным консультантам, убежден эксперт. «Бороться эффективно с рейдерством можно, — заявил А. Горбатенко. — Правда, при этом придется использовать все возможные механизмы — обращение в правоохранительные органы, общественные организации, СМИ, оспаривание рейдерских действий в судах».

ИА «Альянс Медиа»