http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Вместе на долгие льготы

Единое пространство заработает с 2012 года, а пошлины для Белоруссии отменят уже в 2011.

Президенты РФ, Белоруссии и Казахстана подписали три последних соглашения из пакета документов, необходимых для формирования Единого экономического пространства (ЕЭП). Если документы будут ратифицированы Минском, РФ отменит экспортные пошлины на нефть с 2011 года. Достигнутые договоренности по нефти (формальный их статус неясен) предполагают, что Минск сэкономит, а бюджет РФ недополучит около $2 млрд. Впрочем, в среднесрочной перспективе Россия приобретет больше, чем потеряет в краткосрочной, полагает глава Минэкономики РФ. Президент Белоруссии также доволен подписанными соглашениями и обещал ратифицировать их в кратчайшие сроки.

В Москве прошло заседание высшего органа Таможенного союза (ТС) и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Главы государств-членов ТС подписали декларацию, в которой говорится, что 9 декабря 2010 года формально «завершено создание нормативно-правовой базы ЕЭП». Президенты РФ, Белоруссии и Казахстана «подтверждают, что 1 января 2012 года ЕЭП начнет полноценно функционировать». В ходе встречи Дмитрия Медведева, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко были подписаны три документа, завершающие формирование нормативной базы ЕЭП (вся она состоит из 17 соглашений). Президенты подписали документы о согласованной макроэкономической политики, о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала и о согласованных принципах валютной политики. Еще 14 соглашений были подписаны ранее на уровне премьеров и вице-премьеров трех стран. Отметим, что большинство этих документов в процессе подготовки к подписанию сильно потеряли свою остроту. Так, подписанное соглашение о макроэкономической политике лишилось жестких ограничений на дефициты бюджетов участников ЕЭП и превратилось скорее в декларацию сторон о намерениях.

Источник в администрации президента РФ рассказал, что Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко около часа совещались тет-а-тет — и одним из главных вопросов, который они обсуждали, были именно пошлины на нефть. «В ходе двусторонней встречи президенты достигли договоренностей, сняв все спорные вопросы, которые не удавалось решить на экспертном уровне», — пояснил собеседник. Формальный статус договоренностей по пошлинам остался неясен — ответить, каким документом они закреплены, не смогли ни в Белом доме, ни в Минэкономики.

В системе документооборота комиссии ТС даже подписанные президентами ТС документы на момент сдачи номера не появились. Таким образом, ситуация стала напоминать лето 2010 года, когда и накануне широко анонсированной даты создания единой таможенной территории РФ и Белоруссии (1 июля 2010 года), и уже после нее (вплоть до подписания документов 5 июля в Астане) Александр Лукашенко блокировал выполнение договоренностей Москвы, Астаны и Минска, «подвесив» их ратификацию.

Из заявлений главы Минэкономики РФ Эльвиры Набиуллиной (именно она комментировала переговоры) можно было понять, что они закончились фактически новым усилением позиций Минска. Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин обещал обнулить экспортную пошлину на нефть, поставляемую в Белоруссию, если Минск ратифицирует все соглашения по ЕЭП до конца текущего года. Госпожа Набиуллина подтвердила это условие. «Мы будем в Белоруссию нефть поставлять беспошлинно, а с нефтепродуктов пошлины будут браться на внешнем контуре границы и перечисляться в российский бюджет», — сказала она, уточнив, что «экономический эффект от отмены пошлин по экспертным оценкам составит для Белоруссии $3,912 млрд.». Впрочем, из дальнейших пояснений следовало, что эта цифра несколько преувеличена. Напомним, что до сих пор РФ поставляла Белоруссии 22,5 млн. тонн нефти в год, что соответствует мощности белорусских НПЗ, причем по «соглашению Сечина-Семашко» 2010 года 6,3 млн. тонн из этого объема поставлялось беспошлинно.

С оставшегося объема — 16,2 млн. тонн — Белоруссия платила 100% экспортной пошлины на нефть (при ценах на Brent в $90 за баррель она равна $303,8 за тонну). Средняя цена нефти РФ в 2011 году, по оценкам самого Минэкономики, составит $75 за баррель, пошлина — около $250 за тонну. Таким образом, прямые потери бюджета РФ от отмены экспортной пошлины на нефть действительно составили бы $3,9 млрд., если бы объемы поставок российской нефти в Белоруссию в 2011 году не изменились. Однако на белорусских НПЗ российская нефть перерабатывается в нефтепродукты, часть которых экспортируется. После обнуления нефтяных пошлин Минск обязуется платить РФ 100% пошлин с экспортируемых нефтепродуктов из ее нефти. Пошлины же на нефтепродукты составляют 55% от пошлины на нефть и лишь в ближайшие годы вырастут до 60%. То есть вместо $3,9 млрд. пошлин на российскую нефть Минск будет платить около $2 млрд. — и то при условии, что вся перерабатываемая в Белоруссии нефть будет российской. Таким образом, при сохранении нынешней ставки пошлины на нефтепродукты и нынешних объемов поставок Россия будет субсидировать белорусские НПЗ на $2 млрд. в год.

Однако поставки российской нефти в Белоруссию могут сократиться почти вдвое — недовольный высокими экспортными пошлинами Минск уже заявлял о намерении импортировать в 2011 году до 10 млн. тонн нефти из Венесуэлы. Минэнерго РФ, соответственно, уменьшило прогноз поставок нефти в Белоруссию на тот же объем. Как пояснила Эльвира Набиуллина, в 2011 году российские поставки составят «примерно 12 млн. тонн» нефти. Это значит, что экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из этого объема, составят лишь около $1,5 млрд. Однако если это произойдет, «недобор» нефти Белоруссией может быть направлен на экспорт за пределы ТС, что принесет РФ около $2,5 млрд. экспортных пошлин (при прогнозных ценах на нефть). Впрочем, источник, близкий к переговорам, сообщил, что Москва донесла до Минска информацию о готовности поставить в 2011 году до 22 млн. тонн нефти, если Минск откажется от импорта нефти из Венесуэлы.

«Российская экономика приобретет среднесрочно гораздо больше, чем она в краткосрочный период потеряет на этих пошлинах», — пояснила глава Минэкономики итоги переговоров, отметив, что, «по сути, это означает возвращение к тем экономическим условиям, которые у нас были в 2009 году». Однако президент Белоруссии Александр Лукашенко, видимо, не считает, что в среднесрочной перспективе проиграет больше, чем выиграл. Он назвал достигнутые договоренности «прорывом» в российско-белорусских отношениях и заявил о готовности немедленно ратифицировать все соглашения по ЕЭП. «Мы обещали, что если будут выработаны единые документы, соглашения по ЕЭП, то мы их ратифицируем. Я еще раз заверяю своих партнеров, что мы это — я обещаю! — раньше и России, и Казахстана сделаем», — заявил глава Белоруссии.

Александр Гудков, Олег Сапожков, Наталья Гриб, Коммерсантъ