http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Минэкономразвития продолжит поддержку малого инновационного бизнеса

Одно из ведущих направлений деятельности Министерства экономического развития РФ — это работа по поддержке малого и среднего предпринимательства, отметила глава министерства Эльвира Набиуллина в своем выступлении на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития 25 апреля.

При этом как в прошлом, так и в этом году основной упор делается на поддержку малого инновационного бизнеса, подчеркнула Э. Набиулина. В прошлом году поддержку по линии МЭР получили более 1500 малых инновационных компаний, работающих в сфере промышленных технологий в 53 регионах РФ.

«Мы считаем необходимым увеличить, и будет увеличен объем поддержки компаниям, которые заключили договор лизинга оборудования, которые осуществляют поставки продукции на экспорт», — добавила министр.

Она также сообщила, что в прошлом году министерство решало задачу координации деятельности институтов развития, которые оказывают поддержку предприятиям на разных стадиях инновационного цикла. «Надо сказать, что инновационный «лифт» заработал (во многом благодаря тому, что между институтами развития было заключено соглашение), и, как только он заработал, стали видны узкие места, например, недофинансированность стадии стартапов», — отметила она.

«И здесь у нас с Минфином уже есть понимание, что в 2012 году эта проблема будет решаться. Вместо предполагаемого существенного снижения финансирования поддержки стартапов мы постараемся сохранить эту долю», — заявила министр.

Она также отметила, что в текущем 2011 году «мы должны добиться принятия законопроекта, разработанного совместно с институтами развития, который бы позволил в нашем законодательстве иметь организационно-правовые формы, приспособленные для ведения инновационной деятельности».

«У нас зачастую, к сожалению, многие проекты с использованием интеллектуальной собственности оформляются за рубежом, в том числе из-за того, что в нашем законодательстве нет соответствующей, сопоставимой с другими юрисдикциями организационно-правовой формы, — пояснила она. — Мы себе ставим задачу, чтобы в этом году обеспечить принятие такого закона».

В своем выступлении Э. Набиуллина отметила, что главная несбалансированность российской экономики, состоит в том, что большие нефтегазовые, металлургические компании, которые сегодня и модернизированы, и конкурентоспособны, продают значительную часть продукции на внешнем рынке. При этом внутренний рынок (а это без малого 143 млн. человек) в значительной степени продолжает питаться импортом. «Таким образом, конкурентная часть, конкурентоспособная часть нашей экономики зависит от капризного внешнего рынка, а внутренний рынок импортозависим», — подытожила министр. «Это главная несбалансированность, которую мы должны преодолеть», — считает она.

Э. Набиулина согласна с тем, что преобразования нельзя проводить с помощью повышения налоговой нагрузки. «Повышение фискальной нагрузки — пусть она в сравнении с другими странами, может быть, не такая высокая, — в 2011 году на 2 процентных пункта ВВП, по нашей оценке, привело к тому, что темпы роста ВВП ниже на 0,5-0,7%», — цитирует слова Э. Набиуллиной пресс-служба правительства.

Она также подчеркнула необходимость улучшения делового предпринимательского климата в РФ. «Деловой климат — это очень сложное многофакторное понятие. Он, наверное, не сводится к административным барьерам, а зависит в целом от диалога бизнеса и власти, доверия к нашей политике. Любые (даже 10 самых важнейших) меры по улучшению ситуации могут быть нивелированы громкими случаями рейдерства или действиями правоохранительных органов», — сказала Э. Набиуллина.

Она сообщила, что Минэкономразвития договорилось с руководством МВД о проведении совместной работы с целью улучшения инвестиционного климата.

«Конечно, все это не умоляет значения тех мер, которые мы должны последовательно реализовывать как в части приватизации, так и в снижении административных барьеров, формировании институтов и механизмов защиты прав инвесторов с демонстрацией конкретных кейсов решения проблем бизнеса», — добавила министр.

Она напомнила, что уже заработал так называемый офис омбудсмена (омбудсмен — Игорь Шувалов). «В министерстве рассматриваются и по возможности решаются конкретные проблемы иностранных инвесторов. В прошлом году поступило 59 обращений, и в 38 случаях мы смогли решить поставленные вопросы», — сообщила Э. Набиулина.

В качестве примера она привела компанию IKEA, которая в прошлом году заявляла о своем намерении вообще уйти с российского рынка в связи с чрезмерными административными барьерами. «Но в этом году после вот такого обсуждения конкретных случаев мы уже обсуждаем с компанией открытие новых магазинов, и не только магазинов, а главное, увеличение уровня локализации производства в России товаров, продаваемых в IKEA», — отметила министр.

«С отраслевыми ведомствами мы совместно разработали конкретные планы по снятию избыточных административных барьеров в ключевых для бизнеса сферах — в строительстве (включая выделение земельных участков и подключение инфраструктуры), сельском хозяйстве, образовании», — сообщила Э. Набиуллина, отметив при этом, что «они требуют ускорения в применении на практике, так как уже прошел почти год с принятия планов, но многие документы пока остаются на уровне проектов».

Что касается еще одной составляющей делового климата — таможенного администрирования — в прошлом году МЭР вместе с Федеральной таможенной службой подготовило закон о таможенном регулировании, который был направлен на то, чтобы упростить многие процедуры. «Закон начал действовать с конца декабря 2010 года, и уже можно сделать некоторые комментарии, — отметила министр. — Мы проводим мониторинг правоприменения, потому что действительно у нас законы могут быть хорошие, а правоприменение отстает. Пока, по первым данным, удалось упростить экспорт высокотехнологичной продукции, прежде всего за счет отмены подтверждения таможенной стоимости. Отпала необходимость в огромном числе бумаг, определен также перечень бизнес-объединений, с которыми таможенная служба будет проводить обязательные консультации при подготовке своих документов, — это очень важный шаг».

Но проблем еще много, добавила она. В частности, не работают упрощения для уполномоченных операторов, и по одному из ключевых нововведений — электронному декларированию, — «ситуация сегодня развивается не по лучшему бюрократическому сценарию», — признала министр. «Мы сделали выборочные проверки. На практике вместе с компаниями прошли процедуры оформления в нескольких регионах, и пока электронная декларация остается лишь дополнительной надстройкой над традиционной бумажной процедурой», — сказала она.

В серьезном реформировании, по словам Э. Набиулиной, нуждается вся система госзакупок.

«Сегодня обществу, по сути, доступен лишь этап размещения госзаказа, то есть та часть работы, когда основные параметры заказа, будь то объемы, начальная цена, требования к поставке, техническое задание, уже определены, и определены зачастую непублично, что часто ведет и к повышению цен, и к излишним закупкам, — отметила глава МЭР. — Мы каждый день читаем ехидные замечания блогеров о дорогих автомобилях, мебели, закупаемой для госнужд. Конечно, общество и бизнес предъявляют требования совершенно другого уровня к публичности и прозрачности всего цикла закупок».

«Мы считаем, что нам нужно регулирование в этом отношении всего цикла госзаказа — от обоснования необходимости той или иной закупки, обоснования цены до приемки работ. Эти процедуры должны быть с возможностью публичного обсуждения, потому что сейчас контроль только за соблюдением формальных процедур размещения зачастую становится индульгенцией для недобросовестных заказчиков часто в сговоре с недобросовестными поставщиками», — заявила она.

По словам Э. Набиулиной, у нового законодательства по госзакупкам есть три задачи. «Первая — прозрачность от начала до конца. Вторая — повысить ответственность заказчиков за проведение качественной обоснованной закупки, вооружив их новыми современными инструментами. Третья — методологически поддержать заказчиков, разработать систему управления контрактными рисками, библиотеку типовых контрактов, методологию ценообразования».

Э. Набиулина сообщила также, что МЭР создает все больше инструментов, которые позволяют вовлечь ассоциации бизнеса в принятие решений. «В первую очередь это оценка регулирующего воздействия», — пояснила она. По словам министра, «сейчас около половины решений (а мы рассматривали более 90 документов) не были приняты или приостановлены как создающие неоправданные барьеры для бизнеса». При этом, отметила Э. Набиуллина, речь идет именно об излишних барьерах, когда вводимое регулирование не приводит к решению поставленных государством задач, но накладывает на бизнес существенные издержки.

«Этот институт должен получить и дальнейшее развитие, прежде всего выработка механизма отмены ведомственных актов, препятствующих ведению предпринимательский деятельности», — считает она.

Кроме того, сообщила глава Минэкономразвития, сейчас министерство создает вместе с бизнесом систему оценки мониторинга конкурентной среды, инвестиционной и предпринимательской привлекательности в субъектах Российской Федерации.

ИА «Альянс Медиа»