http://vbunkere.com/
Skip to content
 

ОСК притормозила ледокол «Росморпорта»

Конкурс на закупку судна стоимостью $260 млн. сорван.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) добилась срыва конкурса ФГУП «Росморпорт» на закупку ледокола стоимостью $260 млн. Заявка корпорации была самой слабой, и ОСК не захотела отдавать победу Балтзаводу или Nordic Yards. Срыв конкурса, впрочем, невыгоден и самой ОСК, которая обещала загрузить заказами на ледоколы СП с STX в Финляндии.

ФГУП «Росморпорт» должно было подвести итоги конкурса на строительство дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт. Как рассказал источник в ОСК, этого сделано не будет, потому что конкурс оспорен корпорацией. Как само ОАО ОСК, так и подконтрольный ему «Севмаш» подали жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о том, что «Росморпорт» не разместил в интернете достаточно данных о техническом проекте ледокола и оценить стоимость строительства невозможно. Начальник управления контроля госзакупок ФАС Михаил Евраев пояснил, что «ФГУП действительно не вывесил несколько томов документации, теперь в его адрес вынесено предписание исправить нарушение и назначить новую дату конкурса». В «Росморпорте» от комментариев отказались. Источники полагают, что в этом году конкурс уже не состоится.

Стоимость ледокола оценивалась на уровне $260 млн., последний раз ледоколы государство заказывало в 2004 году. Вслед за первым ледоколом «Росморпорт» мог закупить еще три. ОСК в своей заявке на конкурсе говорила о готовности построить для ФГУПа судно по цене $260 млн. «Севмаш», который оспаривал конкурс вместе с ОСК, строит не ледоколы, а атомные подлодки.

Заявка ОСК изначально была слабой, говорят знакомые с подготовкой конкурса источники. Помимо самой высокой стоимости у корпорации был самый долгий срок строительства (более четырех лет). Балтзавод, подконтрольный обанкроченному Межпромбанку, был готов построить ледокол за $223 млн., а Nordic Yards (ею владеет Виталий Юсуфов) — за $248 млн. Срок не превышал трех лет. В ОСК не скрывают, что обращение в ФАС — формальная причина для срыва конкурса. В корпорации говорят, что считают «недопустимой ситуацию, когда один из участников конкурса откровенно демпингует», имея в виду Балтзавод. На заводе, а также в Nordic Yards ситуацию не комментировали.

Будет ли объявлен конкурс на ледокол еще раз, также непонятно. Источники поясняют, что «Росморпорт» получает деньги на закупку ледоколов из бюджета через Минтранс (предоплата должна была составить $80 млн.), но «теперь еще большой вопрос, включат ли средства в бюджет 2011 года». Есть риск, что Минтрансу придется заново защищать в Минфине заявку на получение денег, полагают собеседники.

Михаил Пак из ИК «Атон» уточняет, что срыв конкурса невыгоден самой ОСК. Стало известно, что корпорация создает СП с финским подразделением концерна STX — оно получает верфи STX в Хельсинки, которые недозагружены и находятся под угрозой закрытия. Ключевым условием вхождения финской стороны в СП были гарантии заказов в России на суда для Арктики. Наверное, в ОСК решили, что конкурс «Росмпорпорта» лучше отменить, чем проиграть, думает господин Пак, но вопрос в том, как на это отреагирует финская сторона. В то же время, добавляет директор по развитию Portnews Надежда Малышева, СП может быть загружено заказами на танкеры от «Совкомфлота» и сухогрузы от ДВМП.

Дмитрий Беликов, Коммерсантъ