http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Медведев сел за штурвал

Президент Дмитрий Медведев хочет, чтобы российский авиапром стал конкурентом зарубежных компаний. Обобщив все ФЦП и госпрограммы, он пообещал авиационной отрасли 5 трлн. руб.

До 2020 г. на авиадеятельность планируется выделить из бюджета более 5 трлн. руб., заявил Медведев на заседании Совбеза: «Это в 10 раз больше, чем в предшествующее десятилетие».

Львиная доля — 3,5 трлн. руб. — на военные нужды, уточнил сотрудник Кремля. Финансирование предусмотрено госпрограммой вооружения до 2020 г. и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (еще не утверждена), рассказал чиновник Минпромторга, только на закупку 800 самолетов и 1000 вертолетов потребуется около 1,7 трлн. руб. Будут траты и на инфраструктуру. «Сейчас аэродромная сеть военной авиации не соответствует требованиям базирования авиагруппировок», — посетовал Медведев.

Гражданская авиация получит 1,5 трлн. руб. Из них более 470 млрд. руб. — на модернизацию аэропортов (включая строительство третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево») и совершенствование единой системы организации воздушного движения, указал президент. В частности, в Московском авиаузле интенсивное воздушное движение управляется с помощью 20-летнего оборудования.

Медведев хочет, чтобы российский авиапром конкурировал с зарубежными компаниями. Но сам же рассказал, как недавно на личном опыте убедился, что «наши новые самолеты <.> имеют определенные проблемы». В 2010 г. выпущено семь гражданских самолетов, «это, конечно, очень унылая цифра», заметил Медведев, «нужно вкалывать, а не деньги требовать». Примерно так же в августе 2009 г. отчитывал руководителей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, более 80% акций у государства) и премьер Владимир Путин. По данным премьера, «целый ряд контрактов ОАК на поставку самолетов <.> принесли <.> одни убытки». В начале 2011 г. сменился президент ОАК: вместо Алексея Федорова им стал Михаил Погосян (куратор проектов Су-35 и Sukhoi Superjet 100). За 2010 г. выручка ОАК составила 165 млрд. руб. (70% приходится на военную продукцию) при долге в 148 млрд. руб., сказано на сайте корпорации.

Но чиновников не покидает оптимизм. В ближайшее время будут утверждены поправки в ФЦП «Развитие гражданской авиатехники на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.». Объем финансирования с 2006 по 2015 г. увеличится на 10%, до 388,4 млрд. руб., в том числе 274 млрд. — в 2011-2015 гг. Цель — к 2020-2025 гг. увеличить до 10-15% долю на мировом рынке продаж гражданской авиатехники (сейчас за границей эксплуатируется не более 15 современных российских самолетов). Среди главных проектов — семейство региональных самолетов SSJ 100, разрабатываемый среднемагистральный лайнер МС-21 и еще не запущенный проект «Самолет-2020» (большой дальнемагистральный лайнер).

За 10-15 лет вылезти из ямы, в которой находится российский авиапром, в мировые лидеры невозможно, полагает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, но чиновникам, распоряжающимся деньгами, нужен быстрый результат, поэтому и устанавливаются такие сроки.

Жалобы президента

Медведев пожаловался на свой самолет Ту-214ПУ, который спецотряд управделами президента получил в октябре 2010 г. (производитель — Казанский авиазавод, входит в ОАК). Во время последнего полета возникли проблемы со стойкой шасси, сказал сотрудник Кремля. У этого Ту-214 также сильно скрипел и вибрировал салон во время полета, возникали перебои с Интернетом и кнопкой вызова, рассказал источник, близкий к ОАК. Самолет практически заново перебирают на заводе, чтобы понять причину проблем. Это не первый инцидент с бортом №1. В 2005 г. у президентского Ил-96 обнаружились неполадки с тормозами. Его эксплуатация была приостановлена на полтора месяца.

Анастасия Дагаева, Наталья Костенко, Максим Товкайло, Ведомости