http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Бензина мало не покажется

Минэнерго готово карать за умышленный отказ от потребления нефтепродуктов.

Минэнерго представило текст законопроекта о нефти. Закон предполагает введение госрегулирования цен на нефтепродукты в случае их роста более чем на 30% в месяц, а также запрещает нефтяным компаниям сокращать добычу на рентабельных месторождениях, устанавливает требование сохранять в «Транснефти» 75% плюс одна акция у государства. Парадоксально, но законом также запрещается и «умышленное снижение спроса» на нефтепродукты. Комментарии опрошенных экспертов по тексту проекта крайне негативны, Минприроды и ФАС уже давно выступают против инициатив Минэнерго.

Глава Минэнерго Сергей Шматко и его заместитель Сергей Кудряшов на пресс-конференции впервые публично презентовали разработанный ведомством законопроект «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным нефтепроводам нефти и продуктов ее переработки».

Как и предыдущие версии документа, законопроект о нефти наделяет правительство правом прямого госрегулирования цен на нефтепродукты в случае их роста более чем на 30% в течение месяца. Эта норма перекочевала в проект из скандального закона о торговле, применение которого уже продемонстрировало риск возникновения дефицита. «Не думаю, что это нужно рассматривать как ограничение рынка», — заявил заместитель главы Минэнерго Сергей Кудряшов, напомнив, что на сегодняшний день существуют и другие механизмы регулирования цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в частности — экспортные пошлины.

Минэнерго в своем проекте предлагает законодательно зафиксировать долю государства в капитале «Транснефти» — не менее 75%. Сегодня решение о приватизации госкомпании или продаже пакетов ее акций принимает правительство. Как пояснили в «Транснефти», сохранение доли государства на уровне не менее 75% (сейчас 78%) имеет большое значение, так как у компании около 250 млрд. руб. заемных средств и одним из условий размещения была возможность досрочного погашения при изменении состава владельцев. Включение в состав «Транснефти» «Транснефтепродукта» может изменить структуру собственности и инициировать требования кредиторов о досрочном погашении займов. Чтобы исключить подобный сценарий, «Транснефть» хочет зафиксировать долю государства в капитале компании законодательно.

Закон о нефти также обязывает нефтяные компании продавать на бирже не менее 3% нефти и не менее 15% производимых нефтепродуктов. Как пояснил господин Кудряшов, «это было предложение ФАС, согласованное с нами». Заместитель министра не уточнил, что свое предложение ФАС реализовала без участия Минэнерго — аналогичные требования к нефтяникам содержатся в законопроекте ФАС «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». При этом в законопроекте ФАС нет доли обязательных биржевых продаж нефти, так как внутренняя цена на российскую нефть определяется экспортной альтернативой.

В законопроект о нефти вошли также положения о системе «Нефтеконтроль». Создание системы, объединяющей базы данных Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК) и Центральной энергетической таможни, было инициировано вице-премьером Игорем Сечиным в начале 2010 года. Предполагалось, что «Нефтеконтроль» исключит контрабандный экспорт нефтепродуктов и поставит под контроль деятельность нелегальных мини-НПЗ.

Больше всего вопросов вызывают антимонопольные положения законопроекта. В проекте сохранился прямой запрет нефтекомпаниям снижать добычу нефти на рентабельных месторождениях «с целью умышленного создания дефицита» на рынке. Что такое «умышленное создание дефицита», по словам министра, будет раскрыто в подзаконных актах. Пытаясь соблюсти баланс интересов производителей и потребителей, Минэнерго предлагает ограничения и для последних. По словам министра, закон о нефти предусматривает запрет «умышленного снижения спроса на нефть и нефтепродукты». Что такое «умышленное снижение спроса на нефтепродукты» и как Минэнерго намерено с ним бороться, министр не уточнил. «Нам нужно будет принимать дополнительные нормативные акты, определяющие, что такое умышленное снижение цен и спроса на нефтепродукты», — добавил он.

Эксперты и представители нефтяных компаний отказались высказывать предположения о том, что могут означать предложения Минэнерго. Ранее в Минприроды неоднократно заявляли, что ведомство не согласует закон о нефти, так как у него нет предмета регулирования. «Наша позиция неизменна, мы в очередной раз изложили ее правительству. Мы не считаем правильным разбивать закон о недрах на отдельные законы по полезным ископаемым, их у нас много», — заявил глава Минприроды Юрий Трутнев. Против антимонопольных положений закона выступает Федеральная антимонопольная служба. Как пояснил недавно заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, вопрос о госрегулировании цен проработан в законопроекте ФАС «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ», что же касается санкций за создание искусственного дефицита на внутреннем рынке нефтепродуктов, то они предусмотрены законом «О защите конкуренции».

В Минэнерго не берутся сказать, когда документ будет согласован и внесен в правительство. У законопроекта есть все шансы остаться неудачной попыткой перераспределения в пользу Минэнерго полномочий Минприроды и ФАС в нефтяной отрасли.

Александр Гудков, Коммерсантъ