http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Некоторые тенденции в реформировании российский налоговой системы настораживают

Об основных зонах риска при проведении налоговых проверок, а также о том, почему не нужно вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц Российскому налоговому порталу, рассказала Нина Козлова, руководитель управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга АКГ «ФинЭкспертиза».

- Как вы оцениваете налоговые реформы, проходящие в стране? Что позитивно может сказаться на бизнесе, а что нет?

— Поскольку я оптимист, мне хочется верить, что в нашей налоговой системе с каждым годом позитивных изменений будет все больше. Но пока, к сожалению, некоторые тенденции в реформировании налоговой системы настораживают. Так, например, у законодателя уже выработалась привычка «радовать» бизнес-сообщество публикацией законов об изменениях Налогового кодекса буквально в последние дни уходящего года.

В 2010 году активно обсуждалось введение с 2011 года закона о контроле трансфертного ценообразования, проект данного закона в редакции Минфина вызвал волну негативных откликов, породив массу вопросов. Но все вздохнули с облегчением, когда Госдума так и не приняла данный законопроект. Будем надеяться, что в текущем году он будет качественно переработан и бизнес увидит тщательно продуманный, взвешенный документ.

К позитивным моментам процесса реформирования налоговой системы следует отнести внесение изменений в Налоговый кодекс, касающихся налогового администрирования и контроля, а также вступления в силу порядка ускоренного возмещения НДС, которые сделали взаимоотношения с налоговыми органами более понятными и предсказуемыми.

Радует растущая «продвинутость» налоговых органов, которые продолжают активно использовать интернет-технологии во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Так, для ускорения процедур налогового контроля предусматривается использование электронного документооборота, в том числе, составление счетов-фактур в электронном виде.

Не обошлось в 2010 году и без откровенной «ложки дегтя в бочке меда». Я имею в виду издание постановления Правительства РФ о сборе средств для выплаты вознаграждения авторам. Напомню, что 1% от таможенной стоимости или цены реализации дисков, компьютеров, мобильных телефонов и другой техники должен уплачиваться производителями или импортерами в пользу авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм, предназначенных для частного прослушивания гражданами. Вышеназванным постановлением, по сути, введен новый налог, причем, вне рамок налоговой системы. К тому же данный документ абсолютно не проработан, он порождает массу вопросов по его применению, открывая простор для его своевольного толкования и, как следствие, для бесконтрольного расходования собранных в его исполнение средств.

- Можно ли сократить дефицит бюджета фискальными ужесточениями?

— Здесь сложно дать однозначный ответ. Если под фискальными ужесточениями понимать повышение ставок налогов, то эффективность такого повышения для целей пополнения бюджета нужно рассматривать применительно к каждому из налогов. К примеру, если взять налог на добычу полезных ископаемых, то да, конечно, бюджет за счет увеличения ставок данного налога пополнить можно, поскольку крайне сложно найти способы ухода от его уплаты. Если же вспомнить желание законодателя, пока, правда, не оформленное в законе, о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, то вряд ли за счет этого удалось бы пополнить бюджет. Достаточно воскресить в памяти период до 2001 года, когда налог с доходов физических лиц уплачивался по прогрессивной шкале. При этом, как мы все помним, существенных поступлений в бюджет этот налог не приносил. И только с 2001 года, после введения единой ставки подоходного налога, поступления увеличились. Возвращение этой шкалы опять может заставить работодателей увести заработные платы в «тень», что, естественно никак не будет способствовать пополнению бюджета.

- По логике, фискальных проверок в кризис должно было стать меньше. Ведь и президент РФ Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин призывали чиновников снизить административное давление на бизнес. Каковы ваши ощущения?

— Если мы и наблюдали снижение количества проверок фискальных органов, то оно было несущественным и коснулось в большей степени предприятий малого бизнеса. В целом же, каких-то существенных изменений в количестве налоговых проверок, по моим ощущениям, не произошло.

- Каковы основные зоны риска при проведении налоговых проверок? Что подпадает под внимание ревизоров чаще всего? Что у них «в моде»?

Прежде всего, проверяющие обращают внимание на нетипичные для предприятий операции. Мимо их внимания, как правило, не проходят договоры на аутсорсинг, аутстаффинг, договоры с управляющими компаниями. Тщательно проверяются договоры на проведение маркетинговых исследований, на проведение рекламных кампаний. Претензии к подобного рода расходам, как правило, предъявляются в части экономической обоснованности расходов, их фиктивности, а также ненадлежащего документального оформления.

Также особое внимание уделяется проверке договоров с сетевыми компаниями («АШАН», «МЕТРО Кэш энд Керри»« и т. п.), особенно в связи с вступлением в силу с 01.02.2010 года Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Как известно, данный закон внес ограничения по размеру (не более 10% от цены) и возможности включения сторонами в договор поставки продовольственных товаров вознаграждений (так называемые ретробонусы) за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий договора поставки. Законом запрещено включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, услуг по рекламированию товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров; такие услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Кроме того, налоговики все так же любят проверять корректность оформления счетов-фактур. Нередко они отказывают компаниям в вычете НДС по формальным основаниям, только потому, к примеру, что какие-то строки не заполнены или некорректно заполнены, отсутствуют подписи или расшифровка подписей.

Налоговые органы продолжают обращать внимание на недобросовестных поставщиков, но теперь они уже не останавливаются на поставщиках первой очереди, а проверяют всю цепочку, вплоть до третьего-четвертого звена. Если находят в каком-то звене недобросовестных поставщиков, так называемые «компании-однодневки», то налогоплательщику снимается вычет НДС и отказывается в расходах по налогу на прибыль. Как правило, в рамках досудебного урегулирования эти вопросы не решаются, поэтому компании нередко вынуждены оспаривать подобные факты в судах.

- С какими вопросами к вам чаще всего идут в последнее время? Какие консалтинговые услуги наиболее востребованы сегодня?

— Как и раньше, к нам довольно часто обращаются за консультациями по вопросам применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Эти документы написаны довольно специфическим языком, и не каждый бухгалтер или специалист налоговой службы предприятия способен корректно истолковать их нормы. Также продолжаются обращения с просьбами помочь в определении места реализации товаров, работ и услуг, по применению НДС. Нужно отметить, что сегодня чаще, чем когда-либо, к нам стали обращаться с вопросами о налоговых последствиях реорганизации компаний.

- Кто все-таки ваш клиент? Крупное предприятие, или уже и средний бизнес осознал пользу от налогового и бухгалтерского консалтинга?

— Наша компания работает как с крупными клиентами, так и с представителями среднего бизнеса.

Безусловно, у крупного бизнеса значительно раньше сформировалась потребность в услугах бухгалтерского и налогового консультирования. Сегодня же мы наблюдаем существенно возросший интерес к услугам консультантов со стороны компаний среднего бизнеса. Конечно, собственников среднего бизнеса пока, в основном, интересуют вопросы налогообложения, формирования налоговой отчетности, в то время как крупный бизнес не оставляет без внимания корректность формирования бухгалтерской отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета.

Надо сказать, что в России исторически так сложилось, что малый и средний бизнес, в первую очередь, старается выполнить требования налоговиков: корректность формирования бухгалтерской отчетности их не особо беспокоит, ведь эти предприятия нередко законодательно не обязаны проводить аудит. К тому же, для собственника среднего или малого бизнеса зачастую имеет большее значение отчетность управленческая, а не бухгалтерская.

Сейчас средний бизнес все чаще обращается за помощью в построении и отладке системы налогового планирования. Если большинство крупных предприятий уже давно имеют собственные налоговые службы с отлаженной и хорошо выстроенной системой налогового планирования, то средний бизнес только-только приходит к пониманию необходимости иметь у себя такую систему.

Фаина Филина, Российский налоговый портал

Об основных зонах риска при проведении налоговых проверок, а также о том, почему не нужно вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц Российскому налоговому порталу, рассказала Нина Козлова, руководитель управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга АКГ «ФинЭкспертиза».

- Как вы оцениваете налоговые реформы, проходящие в стране? Что позитивно может сказаться на бизнесе, а что нет?

— Поскольку я оптимист, мне хочется верить, что в нашей налоговой системе с каждым годом позитивных изменений будет все больше. Но пока, к сожалению, некоторые тенденции в реформировании налоговой системы настораживают. Так, например, у законодателя уже выработалась привычка «радовать» бизнес-сообщество публикацией законов об изменениях Налогового кодекса буквально в последние дни уходящего года.

В 2010 году активно обсуждалось введение с 2011 года закона о контроле трансфертного ценообразования, проект данного закона в редакции Минфина вызвал волну негативных откликов, породив массу вопросов. Но все вздохнули с облегчением, когда Госдума так и не приняла данный законопроект. Будем надеяться, что в текущем году он будет качественно переработан и бизнес увидит тщательно продуманный, взвешенный документ.

К позитивным моментам процесса реформирования налоговой системы следует отнести внесение изменений в Налоговый кодекс, касающихся налогового администрирования и контроля, а также вступления в силу порядка ускоренного возмещения НДС, которые сделали взаимоотношения с налоговыми органами более понятными и предсказуемыми.

Радует растущая «продвинутость» налоговых органов, которые продолжают активно использовать интернет-технологии во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Так, для ускорения процедур налогового контроля предусматривается использование электронного документооборота, в том числе, составление счетов-фактур в электронном виде.

Не обошлось в 2010 году и без откровенной «ложки дегтя в бочке меда». Я имею в виду издание постановления Правительства РФ о сборе средств для выплаты вознаграждения авторам. Напомню, что 1% от таможенной стоимости или цены реализации дисков, компьютеров, мобильных телефонов и другой техники должен уплачиваться производителями или импортерами в пользу авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм, предназначенных для частного прослушивания гражданами. Вышеназванным постановлением, по сути, введен новый налог, причем, вне рамок налоговой системы. К тому же данный документ абсолютно не проработан, он порождает массу вопросов по его применению, открывая простор для его своевольного толкования и, как следствие, для бесконтрольного расходования собранных в его исполнение средств.

- Можно ли сократить дефицит бюджета фискальными ужесточениями?

— Здесь сложно дать однозначный ответ. Если под фискальными ужесточениями понимать повышение ставок налогов, то эффективность такого повышения для целей пополнения бюджета нужно рассматривать применительно к каждому из налогов. К примеру, если взять налог на добычу полезных ископаемых, то да, конечно, бюджет за счет увеличения ставок данного налога пополнить можно, поскольку крайне сложно найти способы ухода от его уплаты. Если же вспомнить желание законодателя, пока, правда, не оформленное в законе, о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, то вряд ли за счет этого удалось бы пополнить бюджет. Достаточно воскресить в памяти период до 2001 года, когда налог с доходов физических лиц уплачивался по прогрессивной шкале. При этом, как мы все помним, существенных поступлений в бюджет этот налог не приносил. И только с 2001 года, после введения единой ставки подоходного налога, поступления увеличились. Возвращение этой шкалы опять может заставить работодателей увести заработные платы в «тень», что, естественно никак не будет способствовать пополнению бюджета.

- По логике, фискальных проверок в кризис должно было стать меньше. Ведь и президент РФ Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин призывали чиновников снизить административное давление на бизнес. Каковы ваши ощущения?

— Если мы и наблюдали снижение количества проверок фискальных органов, то оно было несущественным и коснулось в большей степени предприятий малого бизнеса. В целом же, каких-то существенных изменений в количестве налоговых проверок, по моим ощущениям, не произошло.

- Каковы основные зоны риска при проведении налоговых проверок? Что подпадает под внимание ревизоров чаще всего? Что у них «в моде»?

Прежде всего, проверяющие обращают внимание на нетипичные для предприятий операции. Мимо их внимания, как правило, не проходят договоры на аутсорсинг, аутстаффинг, договоры с управляющими компаниями. Тщательно проверяются договоры на проведение маркетинговых исследований, на проведение рекламных кампаний. Претензии к подобного рода расходам, как правило, предъявляются в части экономической обоснованности расходов, их фиктивности, а также ненадлежащего документального оформления.

Также особое внимание уделяется проверке договоров с сетевыми компаниями («АШАН», «МЕТРО Кэш энд Керри»« и т. п.), особенно в связи с вступлением в силу с 01.02.2010 года Федерального закона от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Как известно, данный закон внес ограничения по размеру (не более 10% от цены) и возможности включения сторонами в договор поставки продовольственных товаров вознаграждений (так называемые ретробонусы) за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий договора поставки. Законом запрещено включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, услуг по рекламированию товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров; такие услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Кроме того, налоговики все так же любят проверять корректность оформления счетов-фактур. Нередко они отказывают компаниям в вычете НДС по формальным основаниям, только потому, к примеру, что какие-то строки не заполнены или некорректно заполнены, отсутствуют подписи или расшифровка подписей.

Налоговые органы продолжают обращать внимание на недобросовестных поставщиков, но теперь они уже не останавливаются на поставщиках первой очереди, а проверяют всю цепочку, вплоть до третьего-четвертого звена. Если находят в каком-то звене недобросовестных поставщиков, так называемые «компании-однодневки», то налогоплательщику снимается вычет НДС и отказывается в расходах по налогу на прибыль. Как правило, в рамках досудебного урегулирования эти вопросы не решаются, поэтому компании нередко вынуждены оспаривать подобные факты в судах.

- С какими вопросами к вам чаще всего идут в последнее время? Какие консалтинговые услуги наиболее востребованы сегодня?

— Как и раньше, к нам довольно часто обращаются за консультациями по вопросам применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Эти документы написаны довольно специфическим языком, и не каждый бухгалтер или специалист налоговой службы предприятия способен корректно истолковать их нормы. Также продолжаются обращения с просьбами помочь в определении места реализации товаров, работ и услуг, по применению НДС. Нужно отметить, что сегодня чаще, чем когда-либо, к нам стали обращаться с вопросами о налоговых последствиях реорганизации компаний.

- Кто все-таки ваш клиент? Крупное предприятие, или уже и средний бизнес осознал пользу от налогового и бухгалтерского консалтинга?

— Наша компания работает как с крупными клиентами, так и с представителями среднего бизнеса.

Безусловно, у крупного бизнеса значительно раньше сформировалась потребность в услугах бухгалтерского и налогового консультирования. Сегодня же мы наблюдаем существенно возросший интерес к услугам консультантов со стороны компаний среднего бизнеса. Конечно, собственников среднего бизнеса пока, в основном, интересуют вопросы налогообложения, формирования налоговой отчетности, в то время как крупный бизнес не оставляет без внимания корректность формирования бухгалтерской отчетности, правильности ведения бухгалтерского учета.

Надо сказать, что в России исторически так сложилось, что малый и средний бизнес, в первую очередь, старается выполнить требования налоговиков: корректность формирования бухгалтерской отчетности их не особо беспокоит, ведь эти предприятия нередко законодательно не обязаны проводить аудит. К тому же, для собственника среднего или малого бизнеса зачастую имеет большее значение отчетность управленческая, а не бухгалтерская.

Сейчас средний бизнес все чаще обращается за помощью в построении и отладке системы налогового планирования. Если большинство крупных предприятий уже давно имеют собственные налоговые службы с отлаженной и хорошо выстроенной системой налогового планирования, то средний бизнес только-только приходит к пониманию необходимости иметь у себя такую систему.

Фаина Филина, Российский налоговый портал