http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Уточнить позиции

Руководство страны поставило перед бизнесом и обществом задачу диверсификации и модернизации экономики. Однако годы существования на сырьевую ренту практически разрушили российскую промышленность. 90 процентов производственной базы безнадежно устарело и износилось. Без серьезных инвестиций в инфраструктуру и основные средства, осуществить эту задачу невозможно.

Отечественная экономика все еще до конца не преодолела последствия кризиса. Конечно, ВВП растет. Но ситуация с инфляцией остается неопределенной. И в это время монетарные власти дают бизнесу противоречивые сигналы: ставят цель модернизации экономики, но рассматривают возможность отмены ускоренной амортизации оборудования, приобретенного в лизинг, существенно увеличивают единый социальный налог.

В такой ситуации бизнесу сложно найти средства для проведения масштабных модернизационных проектов и планировать финансовые потоки на время их реализации. И нельзя ставить ему в вину, что он выбирает варианты развития, связанные с меньшими рисками. Даже лидеры отечественной промышленности, такие как КАМАЗ, все больше используют в своей продукции импортные комплектующие. Это, наряду с сильным рублем, повышает цену на российскую продукцию и снижает ее привлекательность на мировых рынках.

Но у государства тоже нет средств, достаточных для осуществления модернизации. Необходимо создать экономические механизмы, развивающие кредитование, стимулирующие инвестиции в основные средства и инфраструктурные проекты. И примеры в этой области есть.

Можно отметить успешную работу Российского банка развития (РосБР) по стимулированию кредитования малого и среднего бизнеса (в которой последний опирается как раз на региональные банки). По словам председателя правления РосБР Сергея Крюкова, они плотно включены в региональную экономику и кредитование малого и среднего бизнеса — одна из приоритетных задач. А государственный институт развития предоставляет банкам длинные ресурсы.

Но так как у нас практически нет механизмов рефинансирования ранее выданных кредитов, даже такая успешная программа пока остается чисто государственной — ее объемы ограничены средствами, предусмотренными в бюджете. Изменить ситуацию может секьюритизация кредитов по типу того, как это происходит на ипотечном рынке. Но для этого необходимо как можно скорее принять соответствующий закон.

Ограниченное количество надежных заемщиков и длительные сроки реализации модернизационных и инфраструктурных проектов, недостатки залогового законодательства также сдерживают кредитование реального сектора. Снизить влияние этих факторов можно за счет развития лизинга и страхования рисков. Хорошо зарекомендовал себя и механизм гарантий федеральных и региональных властей. Вместе с тем необходимо навести порядок в залоговом законодательстве и повысить ответственность руководителей за искажение информации о компании, многократный залог, вывод актива и преднамеренное банкротство. Это не только повысит доверие на рынке, но и снизит стоимость кредитов — ведь хорошие заемщики перестанут платить за мошенников.

За последнее время Россия дала много громких обязательств: построить мировой финансовый центр, провести зимние Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу, уйти от сырьевой экономики. Реализовать их можно только совместными действиями общества, государства, бизнеса. Такие мероприятия, как Межрегиональная конференция «Роль региональных финансовых институтов в обеспечении роста и модернизации экономики», помогают уточнить позиции и скоординировать усилия.

Опрос

Какие условия нужно создать для банков, какие гарантии от федеральных и региональных властей необходимы для того, чтобы они активно включились в процесс финансирования инфраструктурных проектов? С таким вопросом мы обратились к экспертам, связанным с банковским бизнесом в регионах.

Павел Якубенко, заместитель управляющего филиалом ОАО Банк ВТБ в Воронеже:

— Для поддержки развития и модернизации производств особые условия банкам не нужны. Но, к сожалению, предложений от предприятий недостаточно. На заре рыночной экономики в России их было «море», приходилось чуть ли не барьеры ставить, чтобы отсечь откровенных авантюристов. Но, увы, инвестиционная активность стала сначала плавно, а перед кризисом и в кризис резко затухать и теперь близка к нулю. Причины — как глобальные, так и местные. В Воронеже, чтобы что-то реализовать, надо быть неисправимым энтузиастом. Сколько за последние годы у нас появилось стадионов, негосударственных детских садов или частных больниц?.. Люди, которые хотят их построить, бегают по кругу с препятствиями.

Нужна помощь региона — экономическая и административная.

Наверное, область должна взять на себя некоторые риски там, где окупаемость важного проекта неочевидна. Например, при реконструкции аэропорта, авто- или железнодорожного вокзала в Воронеже. Арсенал известен: финансовые гарантии бюджета, компенсация ставки по кредиту (скажем, в размере 2/3 ставки рефинансирования), льготы по местным налогам и инвестиционные налоговые кредиты — по федеральным. А ради привлечения инвесторов, конечно, есть смысл создавать инфраструктуру.

Во-вторых, надо решить вопрос с выделением участков. Десятки проектов перекочевали из Воронежской области к соседям, потому что у нас «нет» земли. Она либо кому-то уже принадлежит, либо за нее в судах спорят. В городе каждый пустырь — в аренде на 49 лет. И чтобы на нем бассейн возвести, надо заплатить рыночную цену, соизмеримую со стоимостью строительства. Может, стоит пересмотреть эти права аренды, хотя бы сроки уменьшить?

Иван Кучер, Председатель комитета Смоленской облдумы по бюджету и финансам:

— На мой взгляд, не существует никаких препятствий для того, чтобы банки — как частные, так и с госучастием — занялись финансированием крупных инфраструктурных проектов — и национального масштаба, и региональных. Такой опыт есть: например, смоленский филиал «Россельхозбанка» активно способствует реализации нескольких крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства. Хочу напомнить, что условия этого взаимодействия определило государство — речь идет, конечно же, о национальном проекте «Развитие АПК». Если подобные программы будут приняты в других сферах, уверен, банки примут активное участие в их реализации.

Татьяна Щеголева, президент ОАО КБ «Ярославич», Ярославль:

— Проблема — в законодательстве. У нас крайне слаба нормативная база. Должна существовать серьезная ответственность за непогашение кредита, а у нас ее практически нет, и суды в таких случаях становятся, как правило, на сторону заемщика. В США непогашение клиентом кредита — это ЧП. Его данные заносятся в единую базу, и человеку с плохой кредитной историей откажут потом уже в любом банке. У нас же люди берут коммерческий кредит, потом объявляют фирму банкротом, а через какое-то время организуют новую и снова получают кредит — в другом банке… Поэтому приходится вести себя очень осмотрительно. У нас в стране создано кредитное бюро, но эффекта от его деятельности мы пока не почувствовали.

Анатолий Аксаков, Российская газета