http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Зарплаты на экспорт

Создание альянса Сбербанка и Western Union может дать новый импульс рынку денежных переводов. Правда, конкурировать с тарифами небольших игроков два гиганта пока не смогут.

Таможенники или пограничники регулярно ловят курьеров, которые пытаются вывезти из России крупные суммы наличности. Это работает альтернативная система денежных переводов, или, как ее называют в международных финансовых институтах, «неформальные провайдеры услуг по денежным переводам (ПУДП)».

Собственные неформальные «банки» есть у многих диаспор, чьи представители работают на территории России. Как правило, их клиенты предпочитают не связываться с официальными структурами, к которым перечисляют и «официальные» кредитные организации и системы денежных переводов — там всегда у отправителя спрашивают документы, предъявлять которые у трудовых мигрантов, работающих нелегально, нет никакого желания (хорошо, если документы-то есть). Гораздо спокойней (и дешевле) передать деньги на родину через знакомых или через такой «банк», который как раз и занимается организацией «переводов» средств за невысокий процент.

Особенно широко распространены альтернативные финансовые сети в среде китайских иммигрантов, которые пользуются услугами своих «банков» во всем мире, где есть чайна-тауны. Но представители бывших советских республик бывают не менее, а то и более предприимчивы, и потому значительная часть трансграничных переводом идет помимо официально зарегистрированных систем. По данным Всемирного банка, в 2009 году из России на родину мигранты отправили $18,6 млрд., а по данным ЦБ, общий объем переводов из России (банковских и через системы денежных переводов) составил $25,4 млрд. Оценки, сколько наличности пересекает границу «мимо кассы», весьма неточны. По словам высокопоставленного сотрудника ЦБ, объемы могут составлять миллиарды долларов. Поэтому и развитие платежных систем оказывается приоритетным для государства — и не только российского.

Альтернативные системы перевода средств есть во многих развитых странах, привлекающих для неквалифицированных работ трудовых мигрантов. В 2006 году специалисты Всемирного банка в своем докладе «Подходы к регулированию формальных и неформальных систем перевода денежных средств: опыт и полученные уроки» отмечали, что услуги по переводу средств за рубеж могут оказывать, например, индивидуальные предприниматели, трейдеры, магазины, туристические агентства, бензозаправочные станции, курьерские и транспортные компании. «Независимо от того, является ли это основной или второстепенной деятельностью, известны провайдеры услуг органам государственной власти или нет, все они предоставляют клиентам свои услуги, то есть принимают денежные средства от населения при условии, что эти денежные средства будут выплачены на другой территории», — отмечали авторы доклада. Потому и борьба с этим явлением ведется давно и более-менее эффективно. И основным оружием здесь являются цены на аналогичные услуги официально зарегистрированных систем денежных переводов (СДП). Как показывает практика, небольшие отечественные СДП успешно освоили этот прием. Зато крупные игроки демпинговать не собираются.

Монополист плюс монополист

В конце января игроки отечественного рынка денежных переводов с интересом читали новость о подписании соглашения Сбербанком и мировым лидером трансграничных переводов компанией Western Union. Альянс в перспективе мог бы стать первым шагом к созданию фактической монополии: притом что WU располагает 386 тыс. пунктами обслуживания во всем мире, сбербанковские 20 тыс. лишними не будут (хотя, как сказано в релизе, на первых порах переводы WU будут принимать только в 8 тыс. пунктах).

Однако тарифная политика WU такова, что позволить себе воспользоваться услугами компании могут немногие — а именно те, для кого быстрота, «точность попадания» и надежность важнее суммы комиссионных. Кроме того, большая часть трансграничных переводов, осуществляемых посредством СДП, приходится на страны СНГ ($10 млрд. против $1,7 млрд. в страны дальнего зарубежья в 2009 году), поэтому отечественные игроки появление «супермонополиста» восприняли без беспокойства — просто как очередной проект Сбербанка по расширению влияния, не несущий реальных угроз их бизнесу.

Сбербанк давно заявлял о намерении расширять свое присутствие в странах дальнего зарубежья, а сеть Western Union широко представлена в 200 странах мира. Примечательно, что Western Union стала вторым международным оператором денежных переводов, работающим в отделениях Сбербанка. В декабре 2010 года со Сбербанком начала сотрудничать система денежных переводов MoneyGram.

«Western Union будет осуществлять только трансграничные переводы. При этом клиенты смогут воспользоваться на выбор и услугами MoneyGram, и собственно самого Сбербанка — системой «Блиц». «Кроме того, Сбербанк планирует в дальнейшем заключать соглашения и с другими операторами денежных переводов». «Соглашение не является эксклюзивным и не обяжет Сбербанк сотрудничать только с Western Union», — говорит председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. — Поэтому я не думаю, что оно сильно повлияет на состояние рынка и тарифы, тем более что Western Union сотрудничает со многими банками, а также с «Почтой России».

Тарифы на минимуме

Российский рынок денежных переводов достиг своего пика в 2008 году, показав оборот $13,7 млрд. К этому времени основные игроки почти исчерпали возможности по дальнейшему снижению тарифов. «Время тарифной конкуренции закончилось», — говорит начальник департамента розничного бизнеса МДМ-банка Марина Дембицкая. По ее словам, уже сейчас участники рынка стараются продвигать свои услуги через новые каналы и развивают системы лояльности.

На этом фоне Western Union даже в альянсе со Сбербанком конкурентами не выглядят. Действительно, самые высокие комиссионные за перевод денежных средств держит именно WU. Например, перевод 15 тыс. рублей у нее будет стоить 550 рублей в страны СНГ и 1250 рублей в дальнее зарубежье. В процентном соотношении это 3,7 и 8,3% от суммы. Для переводов в долларах проценты те же. В MoneyGram, ближайшем конкуренте WU, комиссия за перевод $500 составляет 1,6% в страны СНГ и 6,4% в страны дальнего зарубежья. Через третьего зарубежного оператора Coinstar те же самые $500 можно перевести за $18 (3,6%).

У российских операторов в целом цены ниже и, как правило, существует большая дифференциация тарифов в зависимости от региона. Так, у UNIStream тарифы колеблются от 0,35% до 2%. Интересно, что отправить перевод UNIStream через терминал Qiwi дороже — 2,55%, а через мобильный телефон еще дороже — от 2,9 до 4,9%. У «Анелик» тарифы колеблются от 0,5 до 4%, у Contact — от 1,5 до 3%, у «Интер-Экспресс» — от 1 до 4%. Система денежных переводов «Золотая корона» держит комиссии на уровне 1,5%. Тариф Сбербанка на срочные международные переводы «Блиц» по странам ближнего зарубежья составляет 1,75%. Перевести по России 15  тыс. рублей через «Почту России» (система «КиберДеньги») обойдется в 255 рублей (1,7%). Однако существенным недостатком почты в этом вопросе является то, что средства идут до получателя не 15 минут, а до 72 часов. В среднем можно сказать, что отправить перевод в те же самые 15 тыс. рублей в страны СНГ будет стоить у российских операторов 1,5%, в дальнее зарубежье — 2%.

Еще ниже

В том, что это действительно дешево в глобальном масштабе, можно убедиться, посмотрев тарифы на перевод денег из США в Мексику. По данным мексиканской Федеральной комиссии по защите прав потребителей (PROFECO), перевод $300 обойдется в зависимости от оператора и города отправки от $5,5 до $9,5 (данные за 2008 год). То есть 1,8-3,2%. Тарифов менее 1%, как в России, там нет. Или, если точнее, нет в официальных ПУДП. С другой стороны, за океаном нет и таких тарифных «вилок», как в России. Зато здесь есть шансы, что разница в ценах на переводы начнет сужаться за счет крупнейших игроков.

«Общий тренд на ближайшую перспективу — это удешевление тарифов, хотя многое будет зависеть от ситуации на рынке в целом», — говорят в Сбербанке. «Тарифы в этой отрасли действительно постепенно движутся вниз», — говорит директор консалтинговой группы «Аспект» Артем Генкин. — Здесь картельное взвинчивание цен принципиально невозможно при наличии альтернатив в виде «электронных кошельков» — электронных платежных систем со стоимостью транзакции на уровне 0,5-0,8%». По его мнению, естественно, что премия за «физический контакт» потребителя с поставщиком услуги никуда не исчезнет, но и ее размер будет постепенно падать.

«Учитывая состояние рынка, мы в 2009 году уже пошли на существенное снижение размеров комиссии по наиболее востребованным регионам», — сообщил региональный вице-президент Western Union в странах Восточной Европы и СНГ Джонатан Кнаус. — Тарифная сетка, введенная в 2009 году, предусматривает значительное снижение платы за перевод из России в Беларусь, Казахстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан».

Но это касается только крупных тарифов. Минимальные же ставки вряд ли опустятся ниже существующих. «Дальнейшее снижение тарифов в сфере денежных переводов маловероятно, — считает заместитель председателя правления Русславбанка Сергей Блудов. — Уже сейчас для банков-участников рентабельность несколько снизилась за счет снижения размера комиссионного вознаграждения, удерживаемого с отправителя». Правда, по его словам, за счет роста уровня технологичности и автоматизации процесса осуществления денежного перевода существенно возросла скорость обслуживания. «Этот фактор, а также рост числа клиентов позволили банкам-партнерам передовых по технологичности систем сохранить рентабельность на достаточном уровне», — сообщил эксперт.

Перспективы роста

Согласно последнему докладу Всемирного банка «Миграция и денежные переводы 2011 год» Россия с точки зрения активности перевода денег мигрантами-гастарбайтерами на сегодняшний день является одним из самых привлекательных рынков. По сумме денежных переводов мигрантов из страны в прошлом году Россия заняла четвертое место в мире. Ее опередили только США, Саудовская Аравия и Швейцария. При этом, согласно докладу, Россия занимает второе место в мире после США по числу ежегодно прибывающих в страну на работу мигрантов. Поэтому, несмотря на то что конкуренция здесь и без того достаточно велика, она может усилиться еще больше.

«Этот рынок очень динамичен, участники постоянно расширяют свои сети обслуживания и число партнеров, стремясь привлечь новых клиентов», — говорит Джонатан Кнаус из Western Union. При этом эксперт уверен, что конкуренция будет усиливаться и в части расширения сервисных услуг, таких, как денежные переводы через новые электронные каналы — терминалы, банкоматы, Интернет. Все более распространенными становятся и переводы в адрес юридических лиц. «Еще один, правда, уже мировой тренд — выход денежных переводов из банковских офисов», — говорит Кнаус. По его словам, за рубежом денежный перевод можно отправить из супермаркета или аптеки, а в скором времени в ряде европейских стран такие услуги станут доступны на автозаправочных станциях. «Особенностью России все еще остается преобладание расчетов наличными деньгами», — признает руководитель Western Union.

Однако заместитель председателя правления Московского кредитного банка Залина Сланова считает, что и в России услуга по переводу денежных средств может автоматизироваться и уйти из офисов банков в терминалы, банкоматы и интернет-банкинг уже в ближайшее время. «Сейчас к этому есть все предпосылки: как ведущие международные игроки, так и небольшие платежные системы объединяются в электронные платежные системы, предусматривающие дистанционное обслуживание, — говорит она. — Конечно, речь идет о небольших суммах, но основной объем переводов обычно и составляют некрупные суммы».

По словам Марины Дембицкой, скорее всего, в банковском секторе произойдет некоторое снижение доходов в ближайшие 1-2 года. «Для укрепления позиций на рынке кредитные организации могут использовать возможности банкоматов и платежных терминалов, то есть вывести клиентов, желающих отправить наличные, из стен банковских офисов», — говорит она. «2010 год стал годом значительного повышения технологичности рынка денежных переводов, и в 2011 году эта тенденция должна продолжиться, — соглашается Сергей Блудов. — Две самые заметные тенденции — повышение скорости переводов и увеличение доли безадресных сетей». По мнению эксперта, поскольку тарифы на рынке можно назвать оптимальными для всех участников, начался период сервисной конкуренции систем перевода денежных средств, где решающее значение приобретает развитость сети.

Правда, это совсем не значит, что крупные игроки вытеснят мелких. «Не следует считать, что официальный сектор (каким бы ни было его определение) является в некотором смысле «лучшим». На практике часто бывает, что небольшие или специализированные ПУДП фактически предлагают более дешевые и оперативные услуги, и если они соблюдают при этом соответствующее законодательство, нормы и правила, используя сложившуюся практику ведения дел, то могут внести заметный вклад в создание конкуренции на этом рынке услуг», — считают специалисты Всемирного банка.

Елена Мельникова, Финанс.