http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Сбербанк ушел под землю

«Дочка» Сбербанка получила 15% «Мосметростроя».

Сбербанк начинает участвовать в инфраструктурном строительстве: его «дочка» получила 15% «Мосметростроя», прокладывающего метро в Москве с 1931 года. Весь «Мосметрострой» в декабре был со скандалом продан компании «Центрострой», которую банк кредитовал: кому принадлежат остальные 85% застройщика, до сих пор неизвестно.

Недавно было объявлено, что ООО «Сбербанк инвестиции» приобрело долю в ООО «Центрострой», владельце 100% ОАО «Мосметрострой», детали участники сделки не раскрывают.

Речь идет о 15%, говорят два источника в самом Сбербанке. Представитель одной инфраструктурной компании слышал, что госбанк выкупил не менее 10%, но не более 20% «Центростроя». По данным ЕГРЮЛ, учредителями «Центростроя» являются два офшора — «Порткрофт лимитед» (95%) и «Пласбонд лимитед» (5%). На рынке эту компанию связывают с председателем совета директоров «Мосметростроя» и главой департамента капвложений Министерства регионального развития Владимиром Коганом и совладельцем компании «Инфраструктура» Валерием Абрамсоном, партнером Романа Абрамовича. Представители господ Когана и Абрамсона до сих пор эту информацию не комментируют.

Один из собеседников говорит, что сделка Сбербанка была безденежной. Второй источник утверждает, что банк кредитовал «Центрострой», когда тот в декабре 2010 года на тендере приобрел у Росимущества 100% «Мосметростроя» за 7,599 млрд. руб. Эта цена показалась заниженной почти в четыре раза бизнесменам, изучавшим возможность покупки «Метростроя». По их данным, стоимость компании, выручка которой в год достигает 23 млрд. руб., даже при дисконте в 40% должна быть не меньше 32 млрд. руб. В конце года мэр Москвы Сергей Собянин пообещал ежегодно выделять на строительство новых станций метро до 50 млрд. руб.

«Мосметрострой» — бессменный строитель метрополитена в Москве с 1931 года: за это время компания возвела 177 станций, проложила более 300 км линий метро. Вместе с израильской «Менрав» она участвовала в строительстве одного из участков скоростной железной дороги между Тель-Авивом и Иерусалимом стоимостью 5 млрд. руб. Сейчас портфель заказов «Мосметростроя» превышает 30 млрд. руб.

Впрочем, сейчас за «Мосметрострой» в арбитражном суде Москвы спорят недопущенные к аукциону участники, в частности, Е4 Михаила Абызова и НПО «Мостовик». По заявлению «Мостовика» 26 января суд, как говорится в его материалах, запретил Росимуществу передавать акции «Мосметростроя» в собственность «Центростроя» и вносить какие-либо изменения в реестр акционеров до завершения разбирательств.

Снять обеспечительные меры «Центрострою» удастся еще не скоро. Судебные процессы по признанию недействительными итогов торгов могут длиться и полгода, и год, говорит старший юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Светлана Минакова.

До сих пор Сбербанк не приобретал инфраструктурные компании, строящие дороги, мосты, тоннели и т. п., но инвестировал в недвижимость. Наиболее интересным активом, доставшимся ему в кризис, является строительство города Рублево-Архангельское (2,7 млн. кв. м) в Подмосковье, в котором банк недавно увеличил свою долю до 60%. Также Сбербанку в ходе реструктуризации долгов девелоперов отошли доля в проекте Capital Group «Город столиц» на территории «Москва-Сити» (60 тыс. кв. м) и компания «Хрустальные башни» (ведет строительство бизнес-центра на 168 тыс. кв. м на Ходынской улице). Для самых доходных активов банк создал девелоперскую «дочку» — «Сбербанк Девелопмент». Ее возглавил совладелец группы ПИК Юрий Жуков.

Халиль Аминов, Маргарита Федорова, Ксения Дементьева, Коммерсантъ