То, что ОСК рассматривает возможность выделения из «Красного Сормова» военного производства, следует из проекта «Концепции развития ОАО ОСК на период до 2015 года». В качестве первоочередных мероприятий в отношении «Красного Сормова» в ней указано «разделение предприятия на два — военное производство и гражданское производство». «ОСК может претендовать на получение 100%-го пакета военного производства», — говорится в документе. Разделение «Красного Сормова» приведет к «повышению отдачи финансовых вложений» в акции ОАО «Красное Сормово», считают в ОСК. Сейчас корпорации принадлежит всего около одной трети акций предприятия, что «ограничивает возможности влиять на решения менеджмента», сказано в проекте концепции.
Завод «Красное Сормово» — одно из крупнейших судостроительных предприятий, основан в 1849 году. Акционеры — ООО «Морские и нефтегазовые проекты» (39,25%; подконтрольно членам совета директоров и менеджменту предприятия), Связной банк (21,84%), ОСК (33,53%) и более 6 тыс. миноритариев. Выпускает речные, морские суда и суда типа «река-море», дизель-электрические подлодки, оборудование для буровых установок, танкеры. Чистая прибыль за девять месяцев 2010 года — более 337 млн. руб. Портфель заказов — $300 млн. В 2010 году передало заказчикам из Турции и Туркменистана семь нефтеналивных танкеров; на 2011 год заключены контракты на восемь судов аналогичного типа.
Один из крупнейших частных акционеров «Красного Сормова» заявил, что свою идею о разделении предприятия ОСК с ним не обсуждала. «С нами таких переговоров не было. В свое время мы подробно исследовали такую возможность, но выяснилось, что эта идея является очень затратной: фактически нужно будет заново построить часть производственных мощностей», — подчеркнул собеседник. Источник, близкий к другому собственнику завода, также считает, что предложение ОСК «трудновыполнимо, поскольку на предприятии нет выделенных военных и гражданских цехов».
«Красное Сормово» занимает доминирующее положение на рынке торпедных аппаратов с долей 100%, говорится в проекте концепции ОСК. Источник в Минпромторге уточняет, что военным завод поставляет главным образом торпедные аппараты для дизель-электрических подлодок и подъемно-мачтовые устройства. Кроме того, в годовом отчете ОАО за 2009 год указано, что «на заводе сохранены производственные мощности для строительства, ремонта и модернизации кораблей для ВМФ РФ и на экспорт». В 2009 году предприятие изготовило военной продукции на общую сумму 858,3 млн. руб. (основные заказчики — ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ЦКБ МТ «Рубин», ООО «НТП «Пиксел»).
Замдиректора Центра развития стратегий и технологий Константин Макиенко считает «Красное Сормово» «очень интересным активом». «Для ОСК завод может стать подстраховочной площадкой для неатомного подводного судостроения в случае, если «Адмиралтейские верфи» окажутся не в состоянии обслуживать новые экспортные контракты», — отмечает эксперт. Он напомнил, что сейчас на «Адмиралтейских верфях» строится 11 подлодок (6 — для Вьетнама и 5 — в рамках гособоронзаказа). «Если будут подписаны новые контракты с Венесуэлой, Индонезией и Ливией, у них будет недостаток стапельных мест, и тогда верфям может потребоваться дублер», — резюмирует Макиенко.
Коммерсантъ