http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Где сидят причины экономического кризиса

Никогда не задумывались, за что в жизни человек готов платить дороже всего? Отвечу сразу, опираясь на многолетний психотерапевтический опыт: за свои иллюзии. За них люди платят деньгами, потерянным временем, близкими отношениями, а иногда и жизнью…

Несколько месяцев назад эксперты спорили о том, начался ли экономический кризис и каковы показатели его наличия. В это время некоторые страны Еврозоны были на грани дефолта, замедлялся темп экономического роста, фондовые рынки уходили вниз по отношению к началу 2011 года. И даже когда проблемы стали настолько серьезны, что большинство было вынуждено признать существование кризиса, вопрос о его глубине остался.

Становится страшно от того, насколько же мы привыкли к самообману, приближающему нас к достаточно жесткой развязке. За красивую иллюзию жизни в цивилизованном обществе потребления западные страны уже расплатились угрозой национальных дефолтов и понижением суверенных рейтингов. Однако даже сейчас они пытаются спасти эту иллюзию благополучия, увеличивая денежные вливания и споря лишь о том, каковы должны быть размеры этих вливаний.

Часто слышны возмущенные голоса о том, что СМИ и рейтинговые агентства наводят панику в то время, когда все не так уж и плохо, причем говорят об этом чаще всего политики, от которых и зависит возможность начала изменений. Никто из них не рассматривает подобную информацию как «обратную связь» от социума и экономического сообщества. Проблема в том, что денежные вливания могут лишь на время отсрочить признание кризиса ценностей общества потребления. Ведь пока не понята и не устранена причина, борьба с последствиями бесполезна и даже губительна.

С точки зрения психологии, потребность в деньгах и благах не насыщаема. Вот и получается, что попытки устранить кризис вливанием денег оказываются бесполезными, ведь ментально ничего не меняется: общество как потребляло больше того, что зарабатывало, так и продолжает это делать. И чем больше становится денег, тем более дорогостоящим оказывается потребление. Эта система уже привела к тому, что частные и государственные долги стали просто непомерными. И каким же образом сейчас пытаются решить эту проблему? Влить еще больше денег! Круг замкнулся.

Как это похоже на то, что происходит в рамках психологического кабинета. Многие клиенты, пришедшие в состоянии личностного или семейного кризиса, также зачастую пытаются держаться за иллюзию «таблетки от проблем». Иногда они готовы платить деньги и ходить к психологу до бесконечности, лишь бы не признавать, что именно стиль их прежней жизни привел к катастрофе и для выхода из кризиса этот стиль придется изменить.

Вы тоже считаете, что наша экономика здорова и стабильна? Вы согласны с тем, что мы живем в «тихой гавани» и переживаем лишь незначительные колебания? Задумайтесь, почему тогда золотовалютные резервы России в сентябре 2011 года за две недели сократились на 11,4 млрд. долл.? А за что эта плата? Только лишь за ту самую иллюзию «тихой гавани». Ни Россия, ни западные страны не готовы отказаться от привычного комфорта и признать тупиковым прежний стиль мировой экономической и социальной политики, и ситуация становится всё хуже и хуже с каждым месяцем.

А знаете, чем еще страшны иллюзии? Тем, что все знают об их существовании, но продолжают либо искренне верить в эту искаженную реальность, либо хотя бы делать вид, что верят. Результат — кризис доверия. Экономический термин знаком? А природа та же — психологическая. Пока человек не научится жить в реальном мире, он не почувствует необходимость кардинальных изменений и тем более не сможет их реализовать. Не напоминает ли это (уже в масштабе целого государства, а не отдельной личности) российскую модернизацию? Пока мы не признаем факт, что Россия — не «тихая гавань», а больной наркоман на ресурсной игле, не видать нам экономического и политического прорыва. К реальности-то возвращаться все равно придется, но чем позже это будет сделано, тем глубже окажется дно, а пути подъема — сложнее и тяжелее.

К сожалению, правительство России не очень хочет смотреть реальности в глаза. Так, проводя сравнительный анализ экономического положения России и Европы, оно ссылается на то, что показатели экономического роста нашей страны за 2011 год выше европейских. Однако это лишь опасная игра цифрами. Умалчивается факт, что рост этот обусловлен высокими ценами на нефть. Если эти цены упадут, ВВП рухнет, и это мы уже проходили в 2008-2009 гг. И еще: важно при сравнении учитывать исходную позицию — если у вас в хозяйстве был всего один трактор, то появление еще одного даст рост в 100%, а вот если тракторов у вас было 100, то такое же приобретение нового трактора прибавит всего 1%. Таким образом, важно понимать, что мы растем за счет потребности других стран в наших ресурсах, а вот они растут за счет своей реальной работы. А цифровое выражение роста — еще одна иллюзия, за которой можно спрятать на время реальные проблемы. Из реального положения вещей: курс рубля снизился с 28 рублей за доллар до 31,5; отток капитала из России в 2011 году составил 84 млрд. долларов; фондовый рынок более чем на 10% ниже, чем в начале 2011 года. Все это — наиважнейший сигнал о нарушении баланса экономической системы. А видим ли мы какие-либо изменения в экономико-политической модели современной России? Кроме успокоительных слов и похвальбы «стабильностью» нет ничего. 16 января 2012 года был понижен рейтинг России. Факт не катастрофический, но неприятный. Неприятный тем, что и внешняя оценка нашего состояния наметила негативную динамику.

Тратящиеся деньги должны быть заработаны в реальной экономике, в реально произведенном продукте. При этом государственный лидер, безусловно, столкнется с жестоким прессингом со стороны профессиональных союзов, популистов да и населения в целом. Его задача — не сломить сопротивление, а перевернуть социальные иждивенческие установки людей, которые свойственны как нашей, так и любой другой стране мира. Рано или поздно реформы эти провести придется, но с каждым залитым деньгами кризисом это будет сделать все тяжелее и тяжелее.

Стоит отметить, что проблема не только в наших руководителях государства, но и в нас самих. Работая бизнес-тренером, я часто и много вынужден взаимодействовать с реальным сектором экономики. Ведя переговоры, я сталкиваюсь с тем, что этой сферы экономики у нас практически нет. Заводы стоят, промышленные мощности сданы в аренду. Многие работают на старом советском оборудовании и по устаревшим технологиям. У директоров нет желания изменить ситуацию, у сотрудников нет потребности к качественно иному уровню своей работы. Достаточно низкая производительность труда, низкое качество и практически отсутствующий сервис — вот с чем сталкивается потребитель нашей экономики. Когда же на тренингах с сотрудниками коммерческих отделов проговаривается необходимость корректного, мотивирующего взаимодействия с потенциальным клиентом, часто возникает сопротивление аудитории. «А зачем это делать? Они же все равно купят! А если не купят, ну и ладно — найдется кто-нибудь другой!» — говорят «специалисты» по продажам. Многие руководители предприятий не понимают, зачем необходимы программы по повышению лояльности клиентов. Они искренне считают, что те никуда не денутся…

Так что причины экономического кризиса сидит и в нас. Думаю, что выход из него не только в модернизации промышленной и технологической, но еще и ментальной. Мы сами должны осознать, что результат действия каждого из нас дает общую социо-экономическую отдачу. Иждивенчество, которое, как паразит, сидит в каждом из нас, делает невозможными любые политические, экономические и социальные реформы.

Стоит отметить, что, несмотря на существующий кризис, высочайшие цены на нефть снова дают нам шанс совершить рывок. И этим нужно успеть воспользоваться, отринув иллюзию о том, что о нас кто-нибудь позаботится и все снова станет стабильно.

Об авторе

Балянин Константин Юрьевич, генеральный директор MasterMind Company, бизнес-тренер и психолог-консультант с 9-летним стажем, консультативный член Профессиональной психотерапевтической лиги, автор парадигмы психологии голоса и учебного пособия «Психоголосовой резонанс». Окончил Московский институт психоанализа, Высшую школу экономики, а также — аспирантуру Института психологии Российской Академии Наук. Работает с НК Банком, «АК БАРС» Банком и другими финансовыми учреждениями. MasterMind Company известна своими разработками в области психологии голоса, психологии потребителя, психодиагностики и систем отбора и обучения персонала, а также — прогнозов развития бизнеса.

Бизнес-эксперт