http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Где талию делать будем?

Международный валютный фонд рекомендует России затянуть пояс.

Глава постоянного представительства Международного валютного фонда в России Одд Пер Брекк на пресс-конференции озвучил рекомендации для российского правительства, позволяющие отступить от вялотекущего «базового сценария» развития экономики и прыгнуть выше головы в экономическом росте, насколько это сегодня возможно при существующей цене на нефть.

Несмотря на то, что многие оптимисты считают, что Россия, переживая глобальный кризис, находится в лучшем положении, чем весь остальной мир, эксперты МВФ в своих прогнозах провели тотальную уравниловку. Так ожидается замедление роста мировой экономики с 3,8% в 2011 году до 3,3% в 2012 году. Буквально на этой неделе прогноз роста российской экономики снизился с 4,1% до тех же 3,3%. И вина тому — паническое бегство капитала из страны.

«Отчасти это естественно в условиях значительного профицита счета текущих операций и гибкой курсовой политики. Вместе с тем, такой отток является отражением глобальной тенденции бегства от риска и возобновления озабоченности по поводу неблагоприятного инвестиционного климата в России», — прокомментировал Брекк.

Между тем, некоторые эксперты не видят в оттоке ничего катастрофичного. К примеру, председатель правления М2М банка Роберт Иделсон по своей кредитной организации вообще не наблюдает оттока капитала, а начальник департамента операций на финансовом рынке этого же банка Алексей Антонюк считает, что из России уходят в основном иностранные инвестиции, поскольку в условиях глобального кризиса эти деньги нужнее инвесторам дома.

Тем не менее, Международный валютный фонд рекомендует российским властям провести масштабную бюджетную консолидацию, ведь если забыть про нефтегазовые доходы, то мы будем иметь дефицит бюджета в 10% ВВП. А эту цифру дефицита, согласно рекомендациям, необходимо сократить до 4,7%, чтобы показать всему миру, что Россия — не нефтяная наркоманка, а просто увлеклась, но вполне способна взять себя в ежовые рукавицы. Такая бюджетная политика позволит восстановить резервный фонд, благополучно проеденный еще три года назад, в первую волну кризиса и позволить набить государственную «подушку безопасности» дополнительным пухом.

Эксперт похвалил политику Банка России в связи с его намерениями перейти к полному таргетированию инфляции при гибкой курсовой политике к 2014 году. «Мы согласны с таким подходом и приветствуем успехи, достигнутые Банком России за последние два года в подготовке к этому шагу. Важно продолжать движение к более гибкому курсу рубля», — заявил глава МВФ в России.

Отмечая риски российского финансового сектора, эксперт обратил внимание на банковский надзор и рекомендовал срочно сосредоточиться на укреплении системы надзора и считать это приоритетной задачей. А также наделить, наконец, Банк России полномочиями по использованию профессионального суждения, чтобы «избежать механического подхода, при котором можно упустить из вида суть проблемы».

Какое будущее выберет Россия? Вялотекущий «базовый сценарий» в горе и бедности, радуясь экономическому росту в 4% и считая это великим достижением, несмотря на уязвимость к внешним шокам? Или включит-таки реформу ради достижения вполне возможных 6%?

«Для реализации последнего сценария потребуется более масштабное и реальное сокращение расходов, установление контроля над инфляцией, более здоровая и развитая финансовая система. Краткосрочное торможение роста в результате сокращения бюджетных расходов компенсируется более стабильной и дружественной для бизнеса экономической средой. Это послужило бы укреплению доверия инвесторов и скорейшему возобновлению притока производительного капитала», — считает эксперт. Он также заявил, что рекомендации Международного валютного фонда не зависят от итогов президентских выборов и с политикой никак не связаны.

Однако преодолеть «кризис жира» проблематично. Поскольку 80% бюджетных расходов нельзя сократить, коль скоро они нужны на выполнение различных социальных обязательств, а из оставшихся 20%, которые теоретически могут быть урезаны, половина приходится на финансирование федеральных целевых программ, то народ никогда не согласится на «липосакцию». И реально похудеть получится, только когда нефть упадет, то есть не добровольно, а принудительно.

И в этом наше «слабое звено». Поскольку закрома родины еще не успели наполниться нефтедолларами после прошлого кризиса, сегодня нет прежних возможностей для бюджетного стимулирования экономики. «Это означает, что в случае кризиса правительству придется прибегнуть к заимствованиям. Учитывая, что просроченная задолженность в российском банковском секторе все еще находится на повышенном уровне по сравнению с докризисным периодом, российские власти должны быть готовы принять эффективные меры в случае ухудшения ситуации», — заключил Брекк.

Что ж, министр финансов России Антон Силуанов недавно говорил, что у него есть «план Б» на случай катастрофы.

Инна Рукосуева, bankir.ru