http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Facebook готовится к крупнейшему в истории Интернета IPO

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook подала предварительную заявку на первичное публичное размещение своих акций на бирже (IPO). Сумма в 5 миллиардов долларов, которую планирует привлечь компания, может сделать это IPO крупнейшим в мировой интернет-индустрии.

Исходя из заявки, поданной в Комиссию по биржам и ценным бумагам США (SEC), Facebook планирует разместиться под тикером FB, однако биржу пока не указывает. Сроки размещения и цена акций на IPO также пока не уточняются. Андеррайтерами IPO выступят инвестиционные банки Morgan Stanley, Goldman Sachs, Bank of America Merrill Lynch, Barclays Capital и JP Morgan.

До сих пор рекорд среди публичных интернет-компаний по сумме привлеченных на IPO средств держался за Google: разместив акции в августе 2004 года, компания привлекла 1,67 миллиарда долларов. Вторую строчку в «хит-параде» занимает российская компания «Яндекс», которая в мае 2011 года привлекла в ходе первичного размещения 1,3 миллиарда долларов. Замыкает тройку лидеров Infonet Services, входящая в настоящее время в BT Group: в 1999 году компания привлекла на IPO 1,08 миллиарда долларов.

IPO Facebook без преувеличения должно стать одним из ключевых событий в интернет-индустрии за 2012 год. Хотя в первоначальной заявке Facebook указала планируемую сумму в 5 миллиардов долларов, она может вырасти вдвое в ходе подготовки к размещению. По имеющимся данным, соцсеть планирует получить оценку стоимости на IPO в 75-100 миллиардов долларов, для чего собирается привлечь порядка 10 миллиардов долларов. Снижение суммы в первичной заявке позволит Facebook оценить интерес инвесторов и впоследствии скорректировать цену акций.

Среди американских компаний только три привлекали в ходе IPO больше 10 миллиардов долларов — Visa, General Motors и AT&T Wireless.

Несмотря на то, что Facebook пока является частной компанией, в ходе подготовки к IPO компания была вынуждена подробно раскрыть свои финансовые показатели. В 2011 году Facebook получила чистую прибыль в размере 1 миллиарда долларов, что на 65% превышает показатель 2010 года. При этом выручка компании за прошлый год выросла на 88% и превысила 3,7 миллиарда долларов. Несмотря на то, что для сегмента соцсетей эти показатели весьма успешны, Facebook все еще есть куда стремиться — финансовые результаты интернет-гиганта Google в 2011 году оказались примерно в десять раз выше.

Большую часть выручки Facebook составили рекламные доходы — на них пришлось порядка 85%. Однако, несмотря на высокое процентное соотношение, это хуже показателя 2010 года, когда на рекламу пришлось порядка 95% выручки.

Исходя из заявки, 12% выручки Facebook сгенерировано за счет комиссии от продажи товаров в играх и приложениях разработчика Zynga. Руководство соцсети считает подобную зависимость десятой части доходов от сторонней компании одним из существенных для себя рисков.

Кроме того, активно растет рынок мобильных устройств, что также представляет опасность для Facebook. Хотя мобильными сервисами соцсети пользуются более 425 миллионов пользователей, рекламу в мобильных приложениях и версиях сайта Facebook практически не размещает. Таким образом, если все большее число пользователей Facebook будут отказываться от персональных компьютеров в пользу мобильных устройств, популярность рекламных продуктов соцсети, ориентированных на ПК, может снизиться, что приведет к риску потери части рекламных доходов.

Расходы на обеспечение продаж и маркетинг Facebook в 2011 году составили 427 миллионов долларов, или 12% выручки. На исследования и разработки соцсеть потратила в прошлом году 388 миллионов долларов, или порядка 10% выручки.

Активы компании оцениваются в 5,23 миллиарда долларов, из которых 3,9 миллиарда долларов — в денежных средствах и легкореализуемых ценных бумагах. Число сотрудников соцсети составляет 3,2 тысячи человек.

Исходя из заявки, до IPO основатель Facebook Марк Цукерберг владеет порядка 28% голосующих акций компании. Среди прочих акционеров — фонд российского миллиардера Юрия Мильнера DST (5,5% голосующих акций), Accel Partners (11,4%), а также сооснователь соцсети Дастин Московиц (7,6%).

Число пользователей Facebook, которые хотя бы раз в месяц заходят на сайт, в 2011 года превысило 845 миллионов — за последние четыре месяца эта аудитория выросла на 45 миллионов. При этом более 483 миллионов пользователей заходят на сайт соцсети ежедневно.

Конкурент Facebook — социальная сеть Google+, запущенная в июне 2011 года, — сообщила о 90 миллионах зарегистрированных пользователей в середине января текущего года. Однако Google+, в отличие от своего конкурента, воспользовалась моментом и вошла на рынок, который уже фактически сформировался.

Активные темпы роста и популярность Google+ и других сервисов интернет-гиганта, равно как и развитие региональных социальных онлайн-ресурсов также названы среди потенциальных рисков развития Facebook. Помимо усиливающейся борьбы за пользователей и рекламодателей на мировом рынке, помехой к развитию сервиса могут стать и государственные ограничения — например, блокировка доступа к Facebook в Китае.

Даже на традиционно успешных для себя рынках США и Европы Facebook видит угрозу давления со стороны правительств, в частности, в связи с обеспечением приватности личных данных пользователей. Претензии регуляторов могут вынудить соцсеть в будущем вносить изменения в свою работу.

По данным компании, ежедневно на сайте оставляются в среднем 2,7 миллиарда «лайков» (отметок «Мне нравится» под записями) и комментариев. Также пользователи Facebook загружают на сайт порядка 250 миллионов фотографий в день. Кроме того, аналитики соцсети подсчитали, что число дружественных «связей» между пользователями Facebook превышает сейчас 100 миллиардов.

Однако подобный рост взаимосвязей актуализирует проблему приватности личных данных. В заявке Facebook это слово появляется 35 раз, в то время как в 2004 году Google употребила слово «приватность» в своей заявке на IPO лишь три раза.

Еще одна угроза, которую особо отметил Цукерберг, исходит со стороны хакеров, для которых соцсеть является одной из наиболее привлекательных мишеней из-за своего масштаба. Однако, заявляет глава Facebook, разработчики компании постоянно внедряют новые технологии для обеспечения безопасности пользователей.

Исходя из даты подачи заявки в SEC, Facebook теоретически может завершить процесс IPO к маю 2012 года, однако сроки могут измениться в зависимости от решения руководства компании. Как правило, заявка на IPO подается в SEC примерно за три месяца до размещения. По неофициальной информации, Facebook планирует выйти на биржу не позже конца второго квартала 2012 года.

Однако, как отметил Цукерберг в письме к инвесторам, Facebook изначально создавалась не как бизнес, а как социальный ресурс, и намерена продолжать развиваться в этом направлении. Главными принципами Facebook и после IPO останутся, по словам главы компании, концентрация на «социалке», быстрое и инновационное развитие, открытость и смелость в принятии решений и, в конечном счете, формирование более открытого и взаимосвязанного мирового сообщества.

РИА Новости