http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Чертежи переходят в реальность

Несмотря на все сложности, с которыми ЗИЛу довелось столкнуться в 2011 году, предприятие продолжает совершенствовать конструкцию выпускаемых автомобилей и разрабатывать их новые модели. О том, в каких направлениях ведется работа конструкторской службы, какими перспективными разработками заняты ее специалисты, рассказывает главный конструктор АМО ЗИЛ Евгений Леонидович Рыбин.

- Евгений Леонидович, как и когда вы стали главным конструктором завода имени Лихачева?

— На завод я был приглашен в 2000 году Валерием Борисовичем Носовым, который в то время занимал должность генерального директора АМО ЗИЛ. Стать заместителем главного конструктора по военной автомобильной технике он предложил мне сразу же после моего увольнения в запас: последние шесть лет своей военной карьеры я командовал НИИ-21 — институтом, занимающимся разработкой, испытаниями и доводкой армейской автомобильной техники. Уже примерно через год после прихода на ЗИЛ я занял пост главного конструктора. Первым серьезным опытом работы в этом качестве для меня стала разработка семейства перспективных автомобилей повышенной проходимости «КАЛАМ» с полностью независимой рычажно-торсионной подвеской, выполнявшаяся по заказу Министерства обороны.

- Какие задачи стоят перед конструкторской службой завода в текущий момент?

Главная задача на сегодня — конструкторское сопровождение возобновления производства автомобилей действующего модельного ряда: как вы, наверно, знаете, с марта по сентябрь заводской конвейер стоял, а сейчас вновь запущен и работает в штатном режиме. С приходом на завод новой управляющей команды к сотрудничеству были привлечены и новые поставщики. Перед тем как дать добро на использование их комплектующих на выпускаемых ЗИЛом грузовиках, мы в обязательном порядке согласовываем с этими поставщиками конструкторскую документацию, проверяем соответствие их продукции техническим требованиям завода.

Кроме того, перед нашей конструкторской службой поставлена задача создать задел как по модернизированным автомобилям существующего модельного ряда, так и по перспективным автомобилям.

- Если говорить о серийных моделях завода — вносились ли в их конструкцию за последнее время какие-то существенные доработки и усовершенствования?

— Начну с того, что для уже выпускаемых автомобилей ЗИЛ, а также для автомобильной техники некоторых других производителей найдут применение новое диафрагменное сцепление и модернизированные коробки передач типа 136, 4334К2.

Сцепление, о котором идет речь, обладает увеличенным эксплуатационным ресурсом и рассчитано на повышенный крутящий момент, составляющий 55-60 кг/м. Усовершенствование КПП, в конструкции которых применены муфтовые синхронизаторы, также положительно сказывается на их надежности и долговечности. Обновление этих двух агрегатов позволит комплектовать автомобили более мощными двигателями.

Совместно с немецкой компанией RBL нами разработан новый гидроусилитель рулевого управления, благодаря которому уменьшено усилие на рулевом колесе серийных автомобилей, улучшены их управляемость и курсовая устойчивость. К настоящему времени завод сделал уже около двух тысяч таких гидроусилителей. Кроме того, в качестве альтернативы мы выбрали одну из украинских компаний, с которой согласовали техническую документацию на выпускаемые ею гидроусилители, изготовили опытные образцы, провели испытания и одобрили их установку на наши грузовики.

А для повышения проходимости автомобилей семейств ЗИЛ-5301, ЗИЛ-432930 и ЗИЛ-433360 с колесной формулой 4×2 нашей конструкторской службой проведена модернизация ведущих мостов, в конструкцию которых был введен механизм блокировки дифференциала.

Все перечисленные мной модернизированные узлы и агрегаты уже внедрены в производство и применяются на серийно выпускаемой заводом автомобильной технике.

- А какие новшества будут внесены в конструкцию автомобилей в ближайшей перспективе?

— Прежде всего упомяну о завершении разработки малолистовой рессорной подвески для ЗИЛ-5301, ЗИЛ-432930 и перспективного ЗИЛ-4362. Ее внедрение позволит значительно снизить неподрессоренные массы, что приведет к улучшению плавности хода. Для примера, по сравнению со стандартной многолистовой подвеской передняя малолистовая подвеска ЗИЛ-432930 получилась легче на 20 кг, а задняя — легче на 40 кг. Сейчас головной завод находится в процессе перевода своего рессорного производства на филиал «Рязань Автоагрегат», где в ближайшее время начнется выпуск малолистовых подвесок.

Еще более серьезная тема, которой занимаются наши специалисты, связана с изменением конструкции и технологии производства автомобильных рам. Завод отказывается от их штамповки и переходит к менее затратной технологии гибки с лазерной пробивкой технологических отверстий. То есть все выпускаемые модели автомобилей в ближайшей перспективе получат более технологичные рамы с лонжеронами равнопрофильного сечения. А это повлечет за собой полный пересмотр конструкции подвески, а также коренное изменение установки передней оси, заднего моста, двигателя, коробки передач, кабины, а также значительной части других узлов и механизмов. По сути, получается новая конструкция автомобиля. И прототип такого автомобиля уже есть — это один из образцов перспективного ЗИЛ-4362.

- Вы уже не раз упоминаете ЗИЛ-4362. Расскажите о нем подробнее.

— Это сравнительно новый автомобиль грузоподъемностью до 5 т, который в модельной гамме завода должен занять промежуточное положение между автомобилями грузоподъемностью 3,5 т и традиционными среднетоннажными грузовиками грузоподъемностью 6 т. На сегодня его опытные образцы построены в полукапотном и бескапотном вариантах. Задняя подвеска может быть как рессорной, так и пневматической. В подкапотное пространство могут устанавливаться двигатели производства Cummins, СП «Камминз-KAMA» или Минского моторного завода. Автомобиль получил пневматическую тормозную систему. На сегодняшний день выпущена опытно-промышленная партия ЗИЛ-4362, сейчас руководством завода решается вопрос об освоении этой модели в серии.

- Как складывается судьба автомобилей грузоподъемностью 6 т с кабиной над двигателем, опытные образцы которых уже неоднократно демонстрировались на различных выставках?

— Первый этап их разработки завершен: подготовлена конструкторская документация, испытаны и сертифицированы опытные образцы, даже выпущена опытно-промышленная партия из четырех десятков этих автомобилей, которые сейчас эксплуатируются в различных коммунальных и ремонтных службах столицы. Но бескапотная модель еще требует доработки. Конструкция автомобиля с переднерасположенной кабиной по сравнению с капотными грузовиками в большей степени подвержена воздействию шума и вибрации. Поэтому нам еще предстоит поработать над подрессориванием двигателя, снизить вибронагрузку на механизм переключения передач и улучшить звукоизоляцию кабины.

- Будет ли завод развивать тему автомобилей повышенной проходимости?

— Да, новым руководством ЗИЛа уже принято положительное решение о создании и освоении в серии семейства моделей повышенной проходимости. Сейчас завод заканчивает подготовку производства полукапотных ЗИЛ-43272Н и ЗИЛ-43273Н с колесной формулой 4×4 грузоподъемностью три и пять тонн. Первый будет выпускаться с короткой, второй — с увеличенной колесной базой.

До недавнего времени вся сложность с производством на ЗИЛе полноприводных автомобилей заключалась в том, что предприятие-партнер несколько лет назад прекратило изготавливать для них раздаточные коробки и мосты. Теперь же мы завершили разработку собственных агрегатов трансмиссии, производство которых в настоящее время налаживается на филиалах ЗИЛа в Петровске и Рязани.

В ближайшее время завод поставит первые ЗИЛ-43273Н типа 4×4 в пожарной и специальной комплектациях Рослесхозу. Определена программа выпуска опытно-промышленной партии в марте-апреле 2012 года в количестве до 100 единиц с последующим наращиванием серийного производства до 1000 единиц в год.

- Появятся ли у ЗИЛа новые модели традиционной капотной компоновки?

— Линейку капотных грузовиков пополнит ЗИЛ-433180 с увеличенной грузоподъемностью до 8 т. Это не принципиально новый автомобиль — он был разработан несколько лет назад под установку дизеля Д-260 Минского моторного завода, но серийно так и не выпускался. Сейчас же мы занимаемся адаптацией для него нового ярославского двигателя ЯМЗ-534 мощностью 190-220 л. с., с которым планируется устанавливать коробку передач и сцепление производства ZF. ЗИЛ-433180 — очень перспективное шасси, на базе которого будет создан целый ряд спецавтомобилей, пока не представленных в нашей производственной программе. В частности, уже сейчас ведутся работы над тяжелым пожарным автомобилем ЗИЛ-433184, оснащенным дизелем Deutz.

- Готов ли завод к переходу на Евро-4?

— Конструкторской службой ЗИЛа проведен целый комплекс работ по доведению серийно выпускаемых автомобилей до требований экологического стандарта Евро-4. Проведены сертификационные испытания соответствующих данному стандарту автомобилей ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-432930 для получения одобрения типа транспортного средства. А в апреле 2012 года за счет внедрения распределенного впрыска топлива и электронной системы управления его подачей мы доведем до требований Евро-4 наш бензиновый двигатель. Отказываться от него завод не собирается, поскольку бензиновые грузовики пользуются спросом у потребителя. В связи с этим завод продолжит выпуск автомобилей с двигателями стандарта как Евро-3, так и Евро-4.

Константин Закурдаев, autonews.ru