http://vbunkere.com/
Skip to content
 

За что могут уволить Деда Мороза?

Традиционно в канун Нового года открываются большие возможности для временной работы и дополнительного заработка. Как можно подработать Дедом Морозом и Снегурочкой, а также другими сказочными персонажами? О том, что должен уметь надевший на себя почетный костюм Деда Мороза, в каком режиме ему придется работать, сколько ему заплатят и за что могут уволить, рассказывают руководители крупных московских компаний.
Я б в Снегурочки пошел, пусть меня научат…
Годятся на эту работу в основном студенты театральных вузов, хотя берут и других кандидатов с артистической жилкой. Причем некоторые работодатели сначала проводят экспресс-обучение, включающее и теоретическую часть (детская психология, игровая техника), и практическую: отработка различных сценариев праздников (вы можете оказаться в роли Пирата Джека Воробья, Пеппи Длинный Чулок или крокодила Гены — в зависимости от того, кто именно закажет костюмированный праздник).
Подход к кадровому вопросу у компаний и агентств, специализирующихся на проведении праздников, разный. Наталья Ласточкина, директор агентства «100 затей» говорит, что они вообще не объявляют прием на временную работу в качестве Дедов Морозов и Снегурочек перед Новым годом: «Это политика нашей компании: в череде годовых праздников мы не выделяем отдельно Новый год, поэтому можем позволить себе обходиться проверенными и надежными сотрудниками — профессиональными актерами. Просто в новогоднее время они играют роль Деда Мороза».
Однако существует много компаний, объявляющих дополнительный набор персонала на «должность Деда Мороза». Андрей Лебедев, директор агентства «Время праздника», объясняет: «Чтобы быть уверенными в профессиональном и веселом выступлении перед клиентами, мы принимаем на роль Деда Мороза и Снегурочки только выпускников и студентов старших курсов театральных вузов». Но и для остальных тоже есть возможность проявить себя. На вопрос, реально ли студенту, который участвовал в КВН, а в школе занимался в драмкружке, заработать перед Новым годом, поздравляя детей и взрослых в образе Деда Мороза или его симпатичной внучки, Андрей Лебедев отвечает утвердительно: «Если человек себя уверенно чувствует и хорошо «контачит» с людьми, знает хоть что-то о детской психологии, с удовольствием общается с детьми, тогда, конечно, может. Но при этом все равно для него первый опыт, скорее всего, будет шоком, несмотря на то, что он выступал перед полным вузовским залом. Дети разные, они такое иногда выдают, что, как говорится, хоть стой, хоть падай. И новоиспеченному Деду Морозу понадобится вся его врожденная коммуникабельность, артистичность, умение обыграть ситуацию и склонить ребят на свою сторону. Идеальный Дед Мороз никогда не выходит из своего образа на представлении».
Компетенции Деда Мороза и Снегурочки
Очень важны также имеющиеся у Деда Мороза в арсенале наработки: загадки, игры, шутки. Когда соискатель приходит устраиваться на работу, рассказывает Андрей Лебедев из агентства «Время праздника», его могут попросить, например, показать, как будет выглядеть его новогоднее приветствие, или в нескольких словах описать получасовой сценарий праздника, или сказать, под какую музыку дети станут водить хоровод и т. д. Некоторые агентства проводят обучение аниматоров, знакомят со сценариями, устраивают репетиции. Для тех Дедов Морозов, кто не впервые исполняет эту роль и накопил определенный опыт, есть возможность самостоятельно доработать сценарий и согласовать его с работодателем.
Отдельно стоит сказать о тандеме Дед Мороз-Снегурочка. По многочисленным сказочным сюжетам, этой паре свойственно поддерживать друг друга. Так же и актеры должны помогать друг другу вести праздник. Специфика актерского ремесла такова, что какие бы противоречивые или даже неприязненные чувства ты ни испытывал к партнеру, но как только входишь в квартиру, в класс или в офис, все личное исчезает, остаются только роли, и они должны быть сыграны на высшем уровне.
Не менее важно актерам помнить о субординации и о том, что главный персонаж, ради которого клиент делает заказ, — это Дед Мороз. Остальные актеры, в том числе и Снегурочка, работают на него, не затмевают его, а оттеняют.
Куда пошлют Деда Мороза?
Принцип распределения Дедов Морозов по клиентам, то есть домам, школам и офисам, объясняет Наталья Ласточкина, директор агентства «100 затей»: «Наши аниматоры, которые обычно проводит праздники для детской аудитории, в канун Нового Года становятся «школьными» и «семейными» Дедушками Морозами. А «взрослые» ведущие корпоративных мероприятий выезжают для проведения новогодних торжеств в офисы. Детские и взрослые программы отличаются по длительности: детский формат предполагает 30-40-минутное действо, а стандартное время проведения «корпоратива» составляет 5-6 часов. Кроме того, даже для 200 взрослых достаточно одного ведущего, в то время как развлекать целый класс, скорее всего, кроме Деда Мороза и Снегурочки, поедут еще Баба Яга, Леший и Кикимора. Соответственно, различается и оплата труда аниматоров. Поскольку обычно перед Новым годом работа оплачивается сдельно, в зависимости от количества времени, потраченного на поздравление, то Дед Мороз «для больших» получает больше».
При этом аниматор может сам планировать свою загрузку. Как только заказ на проведение праздника поступает в агентство «100 затей», а это может быть и за два месяца до даты, его передают кому-то из аниматоров. Традиционно самыми насыщенными являются последние пятница и суббота декабря — эти дни аниматоры заняты с утра до вечера.
Знакомьтесь: оператор call-центра Дед Мороз
Интересное предложение на предновогоднем рынке труда: оператор call-центра в костюме Деда Мороза. Зачем ему надевать костюм сказочного персонажа, если он разговаривает по телефону? Сейчас узнаете. Рассказывает Ульяна Трифонова, территориальный директор по массовым проектам Kelly Services: «Оператору call-центра нужно от имени Деда Мороза отвечать на звонки, в том числе и по скайпу. На позиции Деда Мороза в основном рассматривают кандидатов с опытом работы на аналогичных проектах, с театральным/музыкальным образованием, опытом участия в драмкружках, школьных/студенческих театрах, просто очень находчивых, доброжелательных, с хорошим чувством юмора. Соответственно, главные требования к кандидатам: доброжелательность, находчивость, чувство юмора, стрессоустойчивость (звонки могут быть не только от детей, но и от взрослых), он должен вызывать доверие, располагать к себе».
На первичном собеседовании, говорит Ульяна Трифонова, с кандидатом проигрывают ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы. При повторном собеседовании в компании проводится кастинг, на котором кандидатам задаются наиболее сложные ситуации для проигрывания. В основном оценивается способность быстро отреагировать на предлагаемые условия, доброжелательность кандидата и его чувство юмора. Дополнительного подтверждения предыдущего опыта не требуется, поскольку в процессе кастинга становится понятно, годится ли человек на такую роль.
Успешно прошедших все этапы кандидатов ждет инструктаж, на котором разбирают, как следует реагировать на непредвиденные ситуации (звонок нетрезвого или агрессивного человека и т. д.), а также обучают пользоваться телефонным аппаратом, на который звонят клиенты. Время обучения не оплачивается.
Как заплатят Деду Морозу и Снегурочке?
Аниматоры ежедневно отчитываются в офисе компании за проведенные праздники, сдают выручку и забирают свой процент, размер которого у всех разный (в зависимости от опыта работы, наличия костюма и др.). В среднем, за час выступления аниматор в 2010 году получал от 500 до 1000 рублей. Чем ближе к Новому году, тем оплата выше.
Ульяна Трифонова из Kelly Services описывает другие возможные схемы оплаты: сотрудник, оформленный по ТК с предоставлением паспорта, ИНН, пенсионного свидетельства и трудовой книжки, получает зарплату два раза в месяц. Дед Мороз на телефоне работает по графику 2/2 по 11 часов, за час по состоянию на конец 2010 года получал от 200 до 250 рублей.
Самый страшный грех Деда Мороза
Чего ни в коем случае нельзя делать аниматору? Опаздывать к началу праздника. С учетом московских пробок нужно выезжать заранее, чтобы выполнить свои обязательства в полном объеме. Да, иногда бывают непредвиденные обстоятельства, и клиенты могут войти в положение, делится Наталья Ласточкина из «100 затей», но одно дело — задержаться на 20 минут в семью, где ребятишки ждут Дедушку Мороза, и совсем другое — опоздать на широко объявленное мероприятие в торговом центре, к людям, которые пришли специально на него.
Кроме того, клиент может вычесть из оговоренной суммы деньги за просроченное время, и получится, что аниматор сам себя оштрафует, поскольку он получает деньги непосредственно от клиента. Обычно клиент расплачивается до начала действа, говорит Андрей Лебедев из агентства «Время праздника», и это служит аниматорам дополнительным стимулом к тому, чтобы отыграть представление качественно, эмоционально, красиво и интересно.
А Деда Мороза на телефоне, по словам Ульяны Трифоновой из Kelly Services, вполне могут уволить за то, что он сбрасывает звонки, не включился в образ, а также за употребление алкоголя на рабочем месте.
Ольга Лебедева, vacansia.ru