http://vbunkere.com/
Skip to content
 

«Живое авто» для русской души

Как мы говорили в прошлом номере (рубрика «Бизнес-тур) и как вам и без того известно, Дед Мороз путешествует на санях. В последнее время сани (а также кареты) стали очень популярным видом транспорта не только у Деда Мороза, но и у «простых» людей. Конечно, никто не поедет на них на работу, но вот катание на санях — одна из излюбленных зимних забав. И, конечно, говоря о санях, нельзя не упомянуть живую движущую силу — лошадь.

Ах вы сани, мои сани!

В городах Европе, где снег редкость, расписные и экзотические русские сани-розвальни стали модными и весьма востребованными. Эксклюзивные и коллекционные модели саней для Деда Мороза, расписанные под гжель, искусно обтянутые кожей или сплетенные из привозного ротанга, продаются на аукционах по ценам, сопоставимым со стоимостью легкового автомобиля. Сани-розвальни охотно покупают для украшения частных владений, интерьеров и подъездов к особнякам, они до сих пор служат зимним гужевым средством во многих деревнях и используются для экзотического катания детей и туристов, на них ежегодно проводятся гонки по бездорожью на парных упряжках (драйвинг). Как любое транспортное средство, сани-розвальни имеют установленный госстандарт, свои технические особенности и историю.

Модные сани-розвальни ныне укомплектовываются по желанию заказчика сиденьями с подогревом и высокоэффективными тормозами (на случай, если лошади вдруг «понесут»); дубовые полозья для лучшего скольжения отделываются пластиком с металлическим кантом, корпуса саней украшаются аэрографией, оглобли — резьбой и декоративным орнаментом, а дуги коренника, оголовья и дышла можно подобрать на любой вкус.

Тройка удалая

Тройка, запряженная серыми орловцами, — своеобразный символ русской истории и неизменный атрибут национальных праздников, свадеб, гуляний и новогодних открыток. Мчащаяся по заснеженной дороге тройка — расхожий стереотип многих иностранцев в представлении о России, точно такой же знаковый символ, как русский самовар, гармонь, бублики или медведь, разгуливающий по улицам. Тройка — непереводимое русское слово, вошедшее во все иностранные словари именно в такой транскрипции — troyka. Русская тройка уникальна, она не имеет аналогов в других странах, французы воспринимают ее как русское чудо, нигде больше в мире она не получила такого распространения, как в России. Парная упряжка была популярна в Европе в начале XVII века, в фургон иногда также впрягалось четыре-шесть лошадей, а парадный царский выезд мог содержать даже 12 лошадей. Но самым удобным средством оказалась тройка: три лошади сильнее тянули фургон, чем две, а управлялись они куда легче четвертки. Именно тройку лошадей, запряженных в сани-розвальни, избрал для новогодней доставки подарков и Дед Мороз. Тройка — единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз.

До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом — в последнем случае передняя лошадь «работала бульдозером», прокладывая всей упряжке путь по сугробам. Тройки, особым образом запряженные в экипаж лошади, впервые появились в первой половине XVIII века, когда дороги на Руси стали шире. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII-начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы на деревянном ходу, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

Особое преимущество тройки проявилось при организации на Руси скоростной ямской почты. На основных дорогах через каждые 30-40 верст были построены особые станции — «ямские избы», где можно было заменить уставших лошадей на свежих. Самой скоростной в ямской почте считалась «эстафета», существовавшая для доставки указов царя и высших чиновников. В любое время суток эстафету ждала в ямских избах готовая к замене свежая тройка. Средняя скорость эстафеты составляла 8-12 верст в час (8,5-12,8 км/ч). В 1717 г. была организована почтовая служба между Москвой и Петербургом, проходившая трижды в неделю. В 1741 г. почтовый тракт протянулся уже от Москвы до Якутска.

Увеличение количества лихих троек на городских улицах повлекло случаи наездов на пешеходов. В 1731 г. императрица Анна Ивановна специальным указом учредила прототип современной Госавтоинспекции — разъезды драгун ловили лихачей, но порядок на улицах наступил только через полстолетия, после распоряжения Екатерины II — отбирать у любителей быстрой езды лошадей, а кучеров брить в солдаты. Езда на тройках по городским улицам была запрещена. Исключение было оставлено только на время рождественских и новогодних каникул для тройки Деда Мороза.

В конце XIX столетия телегу поставили на рельсы, и родилась конка — пионер общественного транспорта, прообраз городского трамвая. В Москве конка ходила даже по Красной площади вдоль стен Кремля. На Байкале конка применялась в особо суровую зиму 1903-1904 гг. во время русско-японской войны, когда ледоколам оказалось не под силу ломать мощный лед. Между станциями Байкал и Танхой сорокаверстный рельсовый путь был уложен прямо по льду. Вагоны по ледовой переправе перегонялись поштучно конной тягой. Возможно, именно тогда остро встал вопрос о шипованных подковах для лошадей. Сейчас этой проблемы давно нет — можно подобрать шипованные подковы для лошадей от разных производителей (ситуация, напоминающая конкуренцию производителей зимней резины для автомобилей).

В отличие от зимней автомобильной резины, шипованные подковы более проблематичны в уходе: выбирать тип шипов и прикручивать их к подковам рекомендуют только перед работой. Так как лошадь — живая тяговая сила, ветеринары не рекомендуют длительное время стоять лошади на шипах в конюшне: от неправильного распределения веса она может растянуть сухожилия, что в последующем чревато травматизмом ног. Неправильно выбранные шипы могут привести к последующей хромоте лошади. Чтобы отверстия для шипов не забивались, их также необходимо заполнять легкосъемными пробками. Шипы необходимо вкручивать только перед работой; когда в них нет необходимости, их надо вывинчивать из подков. И так каждое утро перед началом работы выбирают из комплектов шипов необходимый тип и заново вкручивают их в подкову. Для ухода за подковами с шипами существуют специальные наборы инструментов, с ключами, приспособлениями для очистки и самими шипами для различных грунтов, которые ни в коем случае не должны быть одинаковыми. Шипы для льда и их расположение на подкове сильно отличаются от предназначенных для грунта.

С появлением железной дороги и автомобилей массовое катание в санях на тройке постепенно ушло в область преданий и забав. Сейчас это в основном красивый экзотический вид спорта. Состязание запряжек, или, на современном языке, драйвинг — проводится с 1970 года по особым правилам, утвержденным Международной федерацией конного спорта. Особенно популярен драйвинг в Венгрии, Польше, Германии, Франции, США и Канаде. В России первые соревнования по драйвингу состоялись в Тверской области в 1999 г. на парных и одноконных упряжках. А нарядные конные кортежи с пажами, как в старину, востребованы на свадебных торжествах, сейчас они стали модными и престижными.

Особенности эксплуатации саней-розвальней

В старину сани собирались без гвоздей с помощью распоров и пеньковой веревки. Самое главное для саней — малый вес. Сани-розвальни бывают двухместные, четырехместные и шестиместные. Основным конструктивным элементом саней служит несущая рама, устанавливаемая на полозья, обычно изготовляемые из березы. Полозья изготавливаются по старинному рецепту. Сначала заготавливается древесина березы, когда она дает сок, береза распаривается в кипятке, и ее изгибают для полозьев. Перед зимой полозья для лучшего скольжения обрабатываются собольим или норковым жиром. В старину зажиточные крестьяне оббивали полозья металлической лентой, в современных моделях полозья отделывают пластиком, наподобие горных лыж с металлическим кантом по краям. Хранить такие сани летом необходимо перевернутыми, в сухом и прохладном месте в диапазоне температур от 0 до 10°С. При более высоких температурах сани рассыхаются.

Дуга и хомут

Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Деревянная дуга — уникальное русское изобретение, нигде в мире больше ее не встретишь. Дуга и гужи благодаря своей упругости смягчают толчки и удары, так что хомут всегда лежит спокойно на конских плечах. Шлея не позволяет хомуту соскальзывать с шеи лошади при торможении и спуске. Так как дуга, хомут и оглобли представляют собой довольно увесистую конструкцию, часть усилия с плеч и холки при помощи седелки, чересседельников и подбрюшника перераспределяется на спину лошади.

Дугу гнут из нагретого моченого дерева по особой технологии. Если сделать неправильно, она сломается в самый неподходящий момент, ведь дуга испытывает очень большие динамические нагрузки. Недаром встарь хорошая дуга была гордостью ямщика.

Сейчас дуга, сохраняя свою историческую подковообразную форму, служит для разнообразных экспериментов «лошадиного тюнинга»: наряду с привычными звуковыми сигналами (колокольчиками и бубенчиками), на нее также стали устанавливать проблесковые мигалки и противотуманные огни. Издревле повелось, что троечная упряжь обильно украшалась. Красочно декорировались хомуты. Широко использовался металлический набор из литых деталей разной формы, к уздам и шлеям прикреплялись кисти, свисавшие спереди и по бокам лошадей. Но особое внимание уделялось дуге коренника: ее богато украшали художественной росписью и резьбой.

Оголовье

Его можно выбрать на любой вкус. Устройство всех уздечек сходно: суголовный ремень, на котором держатся нашеечные ремни (они же сторонки), подбородный ремень (иначе подгарок) и налобник. Уздечки чаще всего делаются из тянутой сыромятины и ценны тем, что тянутся, но не рвутся. Ремни в них делают не плоскими, а круглыми, что дает дополнительную прочность. В круглых уздечках кожа сложена пополам и прошита. Конники, как и автомобилисты, стараются покупать оригинальный инвентарь от известных производителей, избегая подделок из Индии и Турции. Качественными кожаными, тесьмяными и резиновыми поводьями считаются ремни, одетые в резиновый чулок с пупырышками, в поддельных поводьях кожаный ремень не цельный и чаще рвется.

Грызло, кольцо, трензель

Эти слова для автомобилистов вряд ли понятны, они обозначают металлические приспособления для воздействия на рот лошади через вожжи давлением самого железа. В основе всех разновидностей трензелей лежит принцип давления на углы рта лошади, чтобы можно было управлять направлением движения. В отличие от автомобилей, поворотное усилие передается не через руль, а посредством уздечки — длинных поводьев (вожжей), одним концом подсоединенным к трензелю во рту лошади. В сочетании со звуковыми командами кучера: «Тпру! Ну, пошла! Хоп-хоп!» обеспечивается маневрирование транспортного средства. В других странах подобные команды лошадям звучат иначе, например, в Монголии эквивалент русскому «Хоп-хоп!» произносится как «Чу-чу!».

Чересседельник

Ремень, протягиваемый от одной оглобли к другой через седелку, как часть конской упряжи. За изделиями из кожи и сыромятными необходим постоянный уход, чтобы они не пересохли. Хранят их в подвешенном состоянии на стенах конюшен, чтобы хорошо проветривались, при намокании они плесневеют и рвутся. Подбирают их по размерности пород — S, M, L.

Попоны

Утеплительные накидки на лошадь. В мороз после работы при длительной стоянке на лошадь накидывают попоны из суконной ткани или специальной, сохраняющей тепло ткани. Обычно работа лошади начинается, как и у автомобиля, с прогрева, сначала с шага, потом переходят на рысь, третьей скорости соответствует галоп. Обычный ритм для лошади — 3-4 часа работы, затем — 2-3 часа отдыха. Первая рысь для прогрева — 5 минут, потом шаг, вторая рысь — 10 мин. Расход фуража на 30-40 км: полведра овса утром и полведра вечером. В средние века у крестоносцев вместо попон были популярны металлические защитные сбруи, сейчас в моде попоны из влагонепроницаемых тканей с тефлоновым покрытием. В продаже большой выбор попон разнообразной цветовой гаммы: конюшенные для длительного пребывания лошади без движения и прогулочные уличные зимние попоны из современных материалов.

Прогулочные попоны обычно длиннее и тоньше конюшенных. Отличительной их особенностью является отсутствие шва вдоль позвоночника и непромокаемость ткани. Прогулочные попоны оснащены дополнительными крепкими застежками и обязательно обножками для задних ног, что позволяет попоне удерживаться на месте.

По материалам Сергея Волкова, horsesclub.ucoz.ru