http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Небесные ориентиры

Тест-драйв Mazda 6: Mazda 6 SKYACTIV.

Специалисты Mazda разработали ряд прорывных технологий и на их основе даже создали «боевые» прототипы. Какими должны стать новые модели бренда уже в следующем году…

Два года назад, в то время как многие автопроизводители метались между различными видами нетрадиционного топлива, боссы Mazda вдруг заявили, что компания станет наиболее активно развивать старые добрые двигатели внутреннего сгорания — ДВС. Этот шаг они мотивировали целым рядом причин. Во-первых, потенциал таких моторов даже сейчас, спустя более века после изобретения автомобиля, используется в лучшем случае на треть, а значит, инженерам есть к чему стремиться. Во-вторых, даже по самому оптимистичному сценарию в ближайшие десять лет в мире по-прежнему будут доминировать двигатели, работающие на бензине и солярке, — согласно расчетам, в 2020 г. на их долю придется до 80% рынка. В-третьих, Mazda в глобальном плане относительно маленькая компания, производящая 1,2 млн. машин в год, и, даже увеличив производство в полтора раза (как планируется), она таковой и останется. Поэтому японский бренд решил не распыляться, одновременно пытаясь разрабатывать и гибриды, и электрокары, и приводы на водороде, а сконцентрироваться на одном проекте — базовом.

Он получил название SKYACTIV и подразумевает целый комплекс инноваций, касающихся всех ключевых составляющих автомобиля: двигателей, трансмиссий, кузова и шасси. Кстати, свою программу маздовцы анонсировали относительно недавно, в 2009 г., но уже сегодня в их распоряжении есть несколько прототипов, построенных на базе совершенно новых технологий. Их и показали на автодроме острова Майорка.

Мечта моториста

Салон рабочего прототипа претендует на отменный комфорт.

В стартовом коридоре гоночной трассы, на несколько дней арендованной японской фирмой, в ряд выставлены четыре машины. На первый взгляд — привычные Mazda 6, разве что в необычной раскраске: белоснежный кузов испещрен голубыми надписями «SKYACTIV». Под ярким солнцем и почти безоблачным небом, на фоне моря выглядит красиво. Подойдя ближе, понимаю, что есть и несколько других отличий. Чуть-чуть изменен контур заднего окошка, на крыльях какие-то накладки, удерживаемые заклепками…

Причина этих преобразований выяснилась тут же. Внутрь кузовов нынешних «шестерок» втиснули новую начинку: два двигателя (дизельный и бензиновый), две трансмиссии («механику» и «автомат»), а также шасси и силовые элементы самого «тела». И чтобы их вместить, пришлось пойти на некоторые переделки. Ведь сейчас главное — испытать новации, проверить, точны ли расчеты инженеров, решившихся на очень смелые шаги. Но, прежде чем сесть за руль, представители компании просят уделить несколько минут теории — узнать, в чем же суть изменений.

В первую очередь речь заходит об основополагающих вещах. Вице-президент и главный менеджер Европейского центра научно-технических разработок Mazda Хироюки Мацумото объясняет принципы и цели новых разработок. Он говорит, что было решено бросить вызов некоторым устоям, на которых зиждется современное автомобилестроение. Например, делать не унифицированные машины из одних и тех же деталей, а создать архитектуру, которая позволит из похожих, но все-таки разных (как минимум по размеру) узлов и агрегатов выпускать модели разных классов. В их числе — идеальные (ну, или почти идеальные) моторы, более совершенные трансмиссии, подвески. При этом каждый последующий автомобиль должен стать легче нынешнего поколения в среднем на 100 кг, причем не за счет дорогостоящих модных материалов (карбона и т. д.), а благодаря оптимизации конструкции, новой компоновке, облегченным сплавам, что позволит продавать машины по разумным ценам.

Как это воплощено в моторах, рассказывает другой менеджер фирмы, шеф подразделения бензиновых двигателей Хидетоси Кудоу. В своей первой фразе он подчеркивает, что при создании новых агрегатов инженеры как бы «позабыли» все существующие правила и работу начали с нуля. «До сих пор считалось, что нельзя использовать одну и ту же степень сжатия в бензиновых и дизельных моторах, причем степень сжатия 14:1. Например, на массовых бензиновых агрегатах она составляет в среднем 10:1, на гоночных болидах — 12:1. И когда передо мной поставили такую задачу, я ответил, что это сумасшествие. То же самое сказали и мои коллеги. Но мне крепко влетело от начальства, и мы стали думать, работать. Сегодня уже есть результат».

Этот двигатель пока не идеал, но уже близок к нему. В рамках программы SKYACTIV-Chassis вес шасси снизили на 14%.

Действительно, 2-литровый бензиновый силовой агрегат SKYACTIV-G получил максимальную на сегодня степень сжатия — 14:0. В сравнении с уже имеющимся у Mazda мотором того же объема он получил на 15% больший крутящий момент, стал легче на 10% и на 15% экономичнее, внутреннее трение в нем уменьшилось почти на треть.

Столь же прогрессивна и другая новинка — дизель SKYACTIV-D. Его степень сжатия точно такая же — 14:0, в то время как до сих пор ниже 16-18 единиц этот показатель в массовом производстве опустить не получалось. То есть маздовцы сумели создать агрегат с самой низкой степенью сжатия в мире! И это притом, что он соответствует стандарту Euro 4, который в Европе будет введен лишь через три года (сейчас 2,2-литровый мотор бренда тратит на 20% солярки больше, и настолько же сильнее его вредный выхлоп). Но за счет комплекса хитроумных решений — например, давление в нем удалось снизить с 170 до 130 кг/кв. см — стало возможным использование более мягких и легких сплавов, что снизило вес двигателя на 27 кг (-10%). Новый двухступенчатый турбонагнетатель сделал агрегат более отзывчивым на низких оборотах с одновременным повышением крутящего момента, да и на высоких оборотах он может развивать больше мощности. Крутящий момент достигает 420 Нм при 2000 об/мин, внутри мотора «спрятаны» 175 л. с.

«Почему этого до сих пор никто другой не сделал? — переспрашивает один из инженеров Mazda. — Проблема в том, что слишком низкая степень сжатия может привести к проблемам с воспламенением топлива при пуске холодного мотора. Но мы нашли эффективное решение. Разработали систему регулирования высоты подъема клапанов, установили пьезоэлектрические форсунки и керамические свечи. Все это проверяли в самый разгар зимы в Финляндии и Швеции, и всякий раз запуск двигателя был мгновенным».

Шаги и прорывы

При производстве кузова высокопрочной стали будет использоваться в полтора раза больше.

Практически каждый элемент подвески был модернизирован.

Мотористы хвалятся достижениями (и в самом деле уникальными), но о своем вкладе в SKYACTIV стремятся рассказать и инженеры из других подразделений — разработчики новых трансмиссий, кузова, шасси. Что ж, это справедливо — прорыв, к которому стремилась фирма, без их усилий был бы невозможен. Ведь мало просто сделать силовой агрегат — нужно, чтобы он был подкреплен не менее продвинутой коробкой передач и чтобы весь автомобиль как бы взошел на новый уровень, будь то динамика, экономичность, управляемость, устойчивость, торможение или безопасность в целом. Кстати, одна из целей — снижение общего веса машины на центнер — как раз и является залогом улучшения этих характеристик. Хотя и не всегда напрямую. Более того, подчас один из параметров вступает в противоречие с другим. Так, модернизируя шасси, конструкторы определили ряд конфликтов: оно должно быть жестким или мягким? устойчивым или маневренным? маневренным или комфортным? То же и с кузовом: снижая вес, обычно жертвуют пассивной безопасностью. Но этот путь неприемлем. Как быть?

«Осознав проблемы, мы поначалу стали думать не о том, как достичь нужного результата, а о том, чего вообще хотим добиться, — поясняет японский специалист. — Затем следовало определить препятствия, и лишь после этого взялись за разработки».

В том, что касается шасси и кузова, таких же революционных изменений, как с моторами, нет. Но есть ряд усовершенствований, позволивших снизить массу кузова (в сравнении с сегодняшней Mazda 6 на 8%, это 20 кг) и увеличить его жесткость на целых 30%. Уменьшилась и масса подвески. Но главное, благодаря ее новой геометрии и некоторым другим решениям возросла точность рулевого управления, маневренность, стабильность на высоких скоростях, комфорт, эффективность торможения.

А вот в коробках передач рывок более весомый. Так, инженеры попытались создать идеальный «автомат», который смог бы обеспечить быстрое и точное переключение, снижение расхода топлива, быстрый и плавный разгон автомобиля. Пока все существующие версии таких коробок хоть чем-нибудь, да грешат: конструкция с двойным сцеплением дает великолепное ощущение связки водителя с машиной, однако разгон здесь не очень динамичен; вариатор весьма экономичен при медленном движении, но прожорлив на высоких скоростях; есть недостатки и у традиционного гидротрансформатора.

В своей 6-диапазонной автоматической трансмиссии с гидротрансформатором SKYACTIV-Drive маздовцы решили совместить все лучшее от всех этих коробок, избавившись от их же недостатков. Насколько это получилось, предстояло проверить на скоростной трассе. Но прежде следует изучить еще одну новинку — механическую коробку передач SKYACTIV-MT.

Как и «автомат», она имеет две версии: для передачи 270 и 460 Нм крутящего момента (в зависимости от мотора). Но здесь уже был некий идеал, к которому стремились инженеры, — трансмиссия родстера Mazda MX-5. Теперь следовало создать компактную, легкую, с отменной точностью и скоростью переключения передач коробку и для флагманской легковой модели — Mazda 6. Для этого на 6 кг снизили вес картера и еще на 5 кг суммарную массу остальных деталей, сделали более коротким ход рычага (с 50 до 45 мм), уменьшили трение, модифицировали синхронизатор и ряд других узлов…

Что ж, в презентации и на макетах выглядит неплохо. А как будет на трассе? Вопрос, звучащий в моем взгляде, хозяева мероприятия заметили и наконец предлагают сесть за руль.

За рулем прототипа

Первый сюрприз внутри машины — правосторонняя компоновка. Похоже, эти прототипы прямо из Японии! Значит, в версиях с МКП придется пообвыкнуть, переключая передачи левой рукой. Инструкторы предупреждают и насчет «автомата»: он еще не доработан, поэтому в ручной режим переходить не надо. Есть кое-какие шероховатости и в других точках салона — что-то держится только на скотче, где-то не хватает кнопок… В общем, «обходные технологии». Но особого комфорта здесь никто и не обещал — это сугубо рабочие автомобили, предназначенные для испытаний.

Первые модели с технологиями SKYACTIV появятся в продаже уже в 2012 г.

Алгоритм заездов прост: по два больших круга на каждой из четырех версий (дизельные «автомат» и «механика» и такие же бензиновые варианты). Трасса автодрома оборудована так, чтобы удалось проехать и по скоростным прямым, и в связках поворотов, и по участку, имитирующему движение в городе. Словом, получить столь полную картину, сколь это возможно сделать в рамках автодрома. И, если не считать заминок с непривычным переключением «механики», затея удалась.

Да, двигатели мощны и приемисты — они и в самом деле просто рвут с места. На ручных трансмиссиях рычаги переключаются легко, быстро и точно, а у автоматических разгон настолько плавный и стремительный, что при всем желании я уловить перескока передач вверх-вниз не смог. Плюс великолепная маневренность и управляемость: в каждый поворот автомобиль заходит четко, без заносов, на прямой стоит уверенно, тормозит надежно…

В общем, Mazda 6 следующей генерации обещает встать как минимум на несколько ступеней выше нынешнего поколения модели. Соответственно, такой же путь пройдут и все остальные модели марки. Впрочем, еще до их появления полный комплекс технологий SKYACTIV мы сможем оценить на другой новинке бренда — компакт-кроссовере Mazda CX-5. Его официальная премьера состоялась в середине сентября на Франкфуртском автосалоне.

Андрей Безверхов, www.motorpage.ru