http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Открыть для себя новые горизонты

Александр Литвак, бывший эксперт НИСИПП (Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства), ныне сотрудник Минэкономразвития.

Люди, как известно, стремятся к лучшему, ищут его, оставляют насиженные места в поисках чего-то нового. Так и из нашего института время от времени уходят его сотрудники в другую жизнь. Сегодня мы беседуем и об институте, и о другой, новой жизни с Александром Литваком, перешедшим на работу в Минэкономразвития.

-Итак, Александр, уходишь ты от нас в министерство?

— Да.

- Не кажется ли странным, что раньше люди уходили из министерства к нам, теперь все наоборот?

— Мне кажется, что не все происходит так линейно: когда зарождался НИСИПП, люди приходили со своим министерским опытом, чтобы его строить, и это — одно направление. Другое направление — люди набрались опыта в НИСИППе и решили как бы открыть для себя новые горизонты, применить полученные здесь компетенции в сфере государственного управления. И здесь никаких противоречий, мне кажется, нет.

- Хорошо. А теперь такой вопрос: как сейчас, уходя из института, ты смотришь на НИСИПП и свою работу в нем? Ты проработал здесь…

— Шесть лет было в мае.

- Шесть лет — это не такой уж маленький срок. Вполне приличный кусок жизни.

— К тому же это — единственное место, где я до сих пор работал.

- Тем более.

— За эти шесть лет, как мне кажется, НИСИПП довольно сильно окреп, развил компетенции по многим направлениям. Если раньше было несколько направлений: малый бизнес, техническое регулирование, административная реформа, то сейчас институт превратился в многоотраслевой, многосферный центр. Административная реформа стала одним из ведущих направлений НИСИППа, продолжили развиваться исследования в области малого бизнеса. Появились такие направления, как инновационная деятельность, земельно-имущественные отношения, борьба с коррупцией. И люди, которые когда-то приходили и начинали с чистого листа, стали специалистами. У них появились свои темы, свои направления.

В этом году отмечается 10 лет НИСИППу, и он превратился за это время, я бы сказал, в научно-исследовательский концерн, ставший генератором идей по целому ряду направлений. И список этих направлений не закрыт, каждый год в нем появляется что-то новое. Буквально каждый месяц появляются новые темы, они развиваются, и среди них, наверное, есть такие, которые в недалеком будущем тоже могут стать стратегическими в работе института.

Здесь я хотел бы сказать о региональной компоненте работе института. Шесть лет назад, когда я пришел в институт, региональных проектов практически не было. А сейчас — в начале года уже появились проекты в Вологодской области, в Московской области, в Тверской, ожидается в Самарской. Мы видим серьезное продвижение в работе НИСИПП регионального направления.

При этом, благодаря нашим всевозможным мониторингам, в регионах институт хорошо знают, ссылаются на него.

- Но человек, занимавшийся более всех других мониторингом, уже ушел из института.

— Свято место пусто не бывает. Перед тем, как уйти, мы передаем все свои наработки, методики и так далее другим людям. Так что дело не остановится.

К тому же, как я знаю, планируется расширение штата, придут новые люди. Думаю, они со своими новыми знаниями в сочетании нашими прошлыми методиками дадут хорошие результаты.

- Александр, а у тебя в НИСИППе какое было направление работы?

— Я даже не смогу на этот вопрос ответить: я занимался многими различными проектами. Тут были и туризм, и электроэнергетика, и пожарные… Ну, если все попытаться свести, то, наверное, основным направлением была административная реформа, причем и на федеральном уровне, и в регионах. Реформа контроля — надзора, государственных услуг. Два года я занимался Россельхознадзором.

- А был за эти годы какой-то проект, который запомнился бы больше всего?

— Проектов было много, и я не стал бы выделять какие-то из них. Практически каждый проект был интересен и позволял приобрести новые знания, отработать свои методики.

- И не было ничего из ряда вон выходящего?

— Был в прошлом году проект совместно с Минэкономразвития по реформированию МЧС. Он запомнился, в первую, очередь тем, что работа была очень интенсивная: огромный проект делался в короткие сроки — за три месяца. До этого был интенсивный проект по диверсификации, хоть он и продолжался два года.

- А тебе не кажется, что в последнее время проекты пошли более спрессованные по срокам? Раньше больше времени давалось на работу.

— Это связано с одним определенным фактором: значительная часть проектов, которые мы выполняем, — проекты по административной реформе. Они финансируются за счет средств, выделяемых регионам и федеральным органам по конкурсам Минэкономразвития. И, как правило, эти деньги доходят до адресатов только к концу года. Конкурсы самими регионами объявляются в сентябре. Если мы их выигрываем, времени остается с октября по декабрь. Из-за этого так сжаты сроки.

Аналогичная история с региональными исследованиями по малому бизнесу.

- А почему нельзя выделять средства весной? Тогда ведь люди смогут работать спокойно, без запарки.

— Так у нас построен бюджетный процесс: сначала выделяемые средства согласовываются, потом выходит распоряжение, потом утверждается порядок конкурсного отбора, потом непосредственно конкурсный отбор, затем нужно время объявить заявки органом, объявить конкурс и еще 40 дней…

- Чтобы душа конкурса успокоилась и отлетела… Ну, да бог с ним. Есть, по-моему, более важный вопрос: вот здесь у тебя была интересная работа, но ты уходишь. Зачем?

— Здесь, конечно, была интересная работа, постоянный новый опыт. Но хочется, во-первых, получить новую компетенцию в определенных сферах, черпая информацию из разных источников. В министерстве, в том отделе, куда я ухожу, мы будем заниматься знакомой мне темой «аккредитация и саморегулирование». И поскольку это орган, занимающийся регулированием в данной сфере, информация туда стекается отовсюду. И второе: не секрет, что, когда мы пишем наши отчеты и рекомендации, то исходим из своего экспертного мнения. И зачастую строится некий идеалистический ряд, который просто ложится куда-то в стол. Разумеется, какие-то наши выводы где-то озвучиваются, кем-то используются, но прямого практического применения не находят. А в министерстве можно что-то реализовывать в жизни.

- И, может быть, еще что-то о НИСИППе: каким ты его видишь в ряду других экспертных организаций?

— Если посмотреть сейчас на экспертный рынок, то в каждом его сегменте есть несколько ведущих игроков. Есть, разумеется, Высшая школа экономики, есть, если, например, говорить о сегменте административной реформы, РБС, АНХ и НИСИПП. И если взять такую сферу, как малый бизнес, то и там среди ведущих исследовательских центров окажется НИСИПП. За десять лет работы институт приобрел вполне определенную положительную, не раз подтвержденную репутацию. Все знают, что в институте работают люди, выполняющие работу с очень высоким качеством, а человеческий капитал — основной капитал таких организаций.

И я думаю, что и в дальнейшем мы будем взаимодействовать с институтом, как, будучи экспертом НИСИППа, я взаимодействовал раньше с Минэкономразвития.

Александр Литвак

В июле 2011 года Литвак А.Г. перешел на работу в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Образование:

2007-2010 гг. — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, аспирантура географического факультета, кафедра географии мирового хозяйства.

2002-2007 гг. — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, специалист.

Трудовая деятельность:

С начала 2011 г. по июль 2011 г. — заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

С января 2008 г. по начало 2011 г. — руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

2005-2007 г. — старший специалист Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

2004-2005 гг. — специалист Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Сфера научных интересов:

Регулирование предпринимательской деятельности;

Общие вопросы социально-экономического развития России и отдельных регионов страны;

Развитие туристской деятельности в России и в отдельных регионах страны;

Административная реформа в России;

Развитие сферы ИКТ в России и отдельных регионах страны, информационная поддержка предпринимательства;

Регулирование предпринимательской деятельности, политика дерегулирования и дебюрократизация экономики;

Развитие малого предпринимательства в России и в отдельных регионах страны;

Развитие инновационной деятельности.

Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) создана в 2001 году в целях содействия формированию рыночной экономики и эффективному развитию предпринимательства путем анализа и выработки рекомендаций по развитию благоприятной среды предпринимательства и общей экономической ситуации в целом.

Учредителями НИСИПП в настоящее время являются:

Автономная некоммерческая организация «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус»;

Фонд поддержки и развития предпринимательских структур;

Общественное объединение «Международный институт Гуманитарно-политических исследований».

Беседовал Владимир Володин,

Национальный институт системных исследований

проблем предпринимательства (НИСИПП), www.nisse.ru

для журнала «Бизнес-эксперт»