http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Чужой формат

Дмитрий Медведев провел большую пресс-конференцию.

На пресс-конференции по итогам первых трех лет президентства 20 июня 2003 г. Владимир Путин охотно говорил о грядущих решениях: обещал повышать денежное довольствие военным и индексировать пенсии на 7%, списать 50 млрд. руб. долгов сельхозпредприятий, подумать о переносе отдельных столичных функций из Москвы в другие города (в первом чтении закон о переезде Конституционного суда в Петербург приняли в марте 2006 г.), высказался в пользу укрупнения регионов (началось в конце 2003 г.).

Именно тогда Путин заявил, что через своих представителей в Госдуме некоторые крупные нефтяные компании активно сопротивляются налогу на полезные ископаемые и что нельзя позволять отдельным представителям бизнеса влиять на политическую жизнь страны в своих групповых интересах. На другой день после пресс-конференции был арестован первый из юкосовцев — Алексей Пичугин.

Слово «будем» Путин тогда употребил 26 раз. Медведев на недавней пресс-конференции — 13. Он осторожно предположил, что в отдаленной перспективе возможны политические реформы — возвращение к выборности сенаторов и губернаторов. Он заверил, что курс на модернизацию должен продолжаться, несмотря на то что качественного изменения ситуации пока достичь не удалось.

Отвечая на вопрос о своем будущем после 2012 г., Медведев сказал, что такого рода решения должны обнародоваться именно в тот момент, когда уже созрели для этого предпосылки. Президент отметил, что правительство работает как слаженный организм и предпринимает все усилия для того, чтобы справиться с повышением цен на бензин.

Пересмотрел Медведев и свое положительное отношение к резолюции ООН по Ливии, которую Путин назвал «ущербной». «Дальше действовать таким образом неправильно, надо дать возможность самим государствам выбирать собственный путь развития», — заявил президент.

Поддержал Медведев и партию Путина «Единая Россия», которую до этого обвинял в забронзовении: увольняя Миронова, «Единая Россия» показывает, что она все-таки авторитетная сила, с которой должны считаться.

Медведев также счел правильным, если президент в России будет возглавлять одну из политических сил — как раз за эту позицию критикуют Путина.

Если же, продолжал Медведев, он сам пойдет на выборы, то надеется опираться на тех же, кто его выдвигал в прошлый раз, т. е. на «Единую Россию». «Мы действительно с ним [Путиным] единомышленники», — резюмировал Медведев.

Выступление Медведева было очень технологическим, отмечает федеральный политик: накануне решающих переговоров с Путиным он говорил не с позиции сложившегося политика и президента, а с позиции преемника.

Но член правления пропрезидентского института «Инсор» Евгений Гонтмахер называет пресс-конференцию Медведева заявкой на следующий срок: «Это робкая пристрелка, попытка изменить формат общения с узкого на более широкий». Позицию президента по Ливии Гонтмахер считает «посланием Западу, а не поддержкой взглядов премьера», а одобрение отставки Миронова закономерным — тот никогда не был человеком Медведева.

Намекнул, что останется

Медведев дал несколько сигналов о желании и впредь остаться у руля. Он заявил, что по темпам модернизации его позиция отличается от путинской: «У нас есть шансы и силы для того, чтобы эту модернизацию провести быстрее, совершить качественный шаг вперед». Отметил, что не считает опасным выход на свободу Михаила Ходорковского. Подчеркнул, что в статусе президента он имеет необходимые рычаги, например, для формирования и отставки правительства, которое, по его мнению, должно быть существенным образом обновлено после выборов. Пообещал в будущем при принятии определенных решений учесть громкие коррупционные дела в прокуратуре и МВД. Дал понять, что еще пообщается с ними в таком формате.

Медведев по-прежнему надеется, что его выдвинут на второй срок, это единственное разумное объяснение всей этой довольно длинной пресс-конференции, утверждает политолог Глеб Павловский: «Медведев сообщает Путину, что твердо рассчитывает на поддержку его кандидатуры и не хочет с ним спорить по другим вопросам». Медведев сейчас не заинтересован в конфронтации, согласен политолог Дмитрий Бадовский: на острые вопросы президент старался отвечать осторожно, и даже слова о Ходорковском — не позиция, а ремарка.

Впервые равны

Рейтинги одобрения президента Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина сравнялись — впервые в истории наблюдений «Левада-центра», показал майский опрос: обоих одобряет 69% респондентов, а не одобряют 29%. До этого рейтинг Путина всегда был на 3-5% выше.

Наталья Костенко, Максим Гликин, Ведомости, в подготовке статьи участвовала Ирина Новикова