http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Открытый счет

Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму антикоррупционный пакет поправок в законы, регулирующие банковскую деятельность, регистрацию имущества, и в Налоговый кодекс. Администрация готовила их по поручению совета по противодействию коррупции, уточняет кремлевский чиновник. Поправки обяжут банки раскрывать информацию о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера клиентов, претендующих на государственную должность. Руководители федеральных органов власти и субъектов Федерации могут проверить декларации о доходах соискателей, затребовав у банков справки по операциям, счетам и вкладам. «Теперь это уже не их добрая воля — давать информацию, не давать информацию», — объяснил президент.

До сих пор проверялись лишь налогооблагаемые доходы и имущество чиновников — декларации о доходах сверялись с данными налоговой службы, объясняет эксперт по госслужбе Павел Кудюкин. А доступ к банковским счетам был только у следователей: данные о наличии счетов и движении средств предоставлялись при возбуждении уголовного дела, добавляет зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков. У банковских справок в антикоррупционном смысле богатый потенциал, считает Кудюкин, при желании можно не только проверить размер депозита, но и оценить условия предоставления банковского кредита — не было ли льгот.

Председатель правления МДМ Банка Олег Вьюгин считает, что серьезного урона банковской тайне в России это не нанесет — речь все же идет об ограниченной категории клиентов. Но добавляет, что самой процедуре предоставления сведений нужен четкий регламент — чтобы данные не уходили в чужие руки. Проверить можно будет лишь российские счета, напоминает Кудюкин, для зарубежных нужны международные соглашения.

Другое ключевое новшество — ответственность за коррупционные нарушения. Законопроект предусматривает возможность увольнения чиновника не только в случае, когда его самого уличают в конфликте интересов или он не сообщил, что его склоняют к коррупции. Лишиться работы чиновник может и за коллегу, если знал о его личной заинтересованности, но не сообщил начальству. Законопроект сводит в единый перечень и другие «коррупционные» поводы для увольнения: вхождение в органы управления, попечительские и наблюдательные советы иностранных НКО, осуществление предпринимательской деятельности и непредоставление сведений о доходах.

Это демонстративная мера, говорит кремлевский чиновник, все должны увидеть, что шанс быть наказанным велик. Соотнесение в законопроекте проступка и наказания и конкретизация проступков — плюс законопроекта, говорит Кудюкин. Но в тексте, добавляет он, все же остается усмотрение — чиновник может быть уволен за подобные правонарушения, а может и не быть.

Юлия Таратута, Ведомости