http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Десятина «Транснефти»

Поручение президента Дмитрия Медведева сократить закупочные расходы на 10% в «Транснефти» поняли буквально. Монополия требует от поставщиков снизить цены по уже заключенным контрактам на десятую часть. Смысл поручения был не в этом, указывают в Кремле.

В начале апреля Медведев подписал поручение с первоочередными мерами по улучшению инвестиционного климата в России. Среди его адресатов были госкорпорации и госкомпании: им поручено снизить реальные затраты на закупки товаров, работ и услуг (в расчете на единицу продукции) не менее чем на 10% в год. Задача поставлена на три года, а результаты ее выполнения станут одним из ключевых показателей эффективности работы руководителей госкомпаний, решил Медведев.

«Транснефть» не стала долго ломать голову над тем, как выполнить поручение президента. Уже 8 апреля решение было найдено, следует из опубликованного акционером компании Алексеем Навальным письма первого вице-президента монополии Юрия Лисина. Топ-менеджер предложил «проработать» с поставщиками вопрос заключения дополнительных соглашений к контрактам, в которых цена будет ниже минимум на 10%. Добровольно снизить цены предложено в числе прочих поставщикам различных услуг, подрядчикам ремонтных и проектных работ, поставщикам продукции.

Представитель «Транснефти» от комментариев отказался. Вместо системной работы над сокращением издержек применен армейский подход — «сократить и доложить», говорит Навальный, значит, в компании знают, что переплачивают минимум 10%. Но если они это знают, что им мешает сразу заключать контракты по рыночным ценам, недоумевает он.

В поручении речь шла о развитии конкуренции на закупках, сокращении начальных цен на новых тендерах и прочих мерах такого порядка, замечает помощник президента Аркадий Дворкович. Но если в компаниях знают, что у них цены закупок завышены, то такой подход тоже возможен, «хотя и не отменяет других обозначенных президентом», объясняет он. Сейчас госкомпании и госкорпорации в отличие от чиновников ничем не ограничены в своем поведении с поставщиками, говорит федеральный чиновник, занимающийся госзакупками: они могут заключать любые дополнительные договоры к контрактам, переторговывать их. «Так что делают, как умеют», — констатирует он.

«Транснефть» — далеко не лидер по закупкам среди госкомпаний. План монополии по расходам на строительство и реконструкцию в этом году — около 240 млрд. руб., следует из материалов на сайте «Транснефти».

Аналогичный показатель у «Газпрома» — примерно 730 млрд. руб., у РЖД — около 350 млрд., у «Роснефти» — около 300 млрд.

Другие госкомпании открещиваются от подхода «Транснефти». «Газпром» подобных писем не рассылал, говорит представитель монополии. Компания ждет подробных инструкций от профильных министерств. В 2009 г. «Газпром» уже проводил подобную работу — добивался от поставщиков товаров и услуг снижения цен на 20%, добавляет сотрудник концерна.

РЖД намерена исполнить поручение президента, но пока не решила как, говорит ее представитель. Предложения по снижению закупочных цен пока не поступали: ведь Медведев поручил только к 1 октября подготовить предложения по снижению издержек, говорит один из поставщиков РЖД. Ряду поставщиков, например машиностроительным и металлургическим компаниям, трудно будет снизить цены: они проходят через ценовые комиссии РЖД, которые дают 5-7% рентабельности.

«Роснефть» писем поставщикам также не рассылала, говорит ее представитель. Но по поручению совета директоров компания приступила к разработке программы по сокращению издержек. Уже наняты консультанты, которые проведут сравнительный анализ затрат в разных сегментах бизнеса, в том числе у конкурентов. ФСК ведет консультации с профильными ведомствами по уточнению основных параметров поручения президента, говорит представитель компании.

Вне списка

Хотя из списка Лисина исключены поставщики труб, они также получили «письмо о 10%», рассказал топ-менеджер трубной компании. Трубники, по его данным, ответили «Транснефти», что снизить цены невозможно: они утверждены еще в 2010 г., при этом цена для монополии не выросла, а металл подорожал уже больше чем на 25%.

Дмитрий Казьмин, Елена Мазнева, Наталья Костенко, Ведомости