http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Лиана Пепеляева: «Законодательство предусматривает много налоговых льгот для налогоплательщиков, занимающихся инновациями»

О том, как налоговая политика государства стимулирует продвижение России к международному финансовому центру, а также о последних налоговых нововведениях для участников финансового рынка рассказала Лиана Пепеляева, депутат Госдумы РФ.

- В Госдуме в первом чтении рассмотрен законопроект, который обяжет депозитарии по бумагам с централизованным хранением получать с эмитентов выплаты для своих клиентов и выплачивать за них налоги. Это приятное нововведение для участников рынка (для эмитентов)?

— Чтобы никого не запутать, думаю, стоит сформулировать идею законопроекта более четко. В случае принятия закона изменится схема осуществления выплат доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением их владельцам. Эмитент будет осуществлять перечисление денежных средств на депозитарный счет, далее депозитарий в строго ограниченные сроки будет производить перечисление или непосредственную выплату этих денежных средств лицам, имеющим право на их получение. Депозитарий при этом будет выполнять обязанности по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджет, то есть будет осуществлять функцию налогового агента. Важно также отметить, что эмитент будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение депозитарием его обязанностей по передаче доходов по ценным бумагам.

На самом деле такая схема уже применяется на практике. Теперь предлагается ее узаконить, и это, конечно, позитивно. Эта схема позволяет оптимизировать процесс осуществления выплат и тем самым сократить затраты. Значительно меньшим будет объем работы эмитентов, связанной с удержанием налогов с доходов по ценным бумагам. Депозитариям, особенно расчетным, обслуживающим фондовые биржи, не нужно будет держать штат специалистов, занятых перепиской с эмитентами по предоставлению документов по налоговому статусу и налоговым освобождениям для своих депонентов. В конечном итоге, законопроект позволит снизить издержки практически всех участников рынка ценных бумаг.

- Какие новшества с 2011 года еще ожидают участников финансового рынка?

— Пожалуй, самым важным событием для финансового рынка станет вступление в силу Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время всем участникам рынка необходимо активно готовится к этому. Но уже с 27 января они должны будут предпринимать меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Летом будущего года вступят в силу положения закона, обязывающие юридических лиц, указанных в законе (в частности, эмитентов), вести списки инсайдеров.

Также хотелось бы отметить вступление в силу 4 января Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Уверена, что принятие данного закона существенно стимулирует развитие данного сегмента. При этом отношения в сфере микрофинансирования будут более цивилизованными и безопасными, чем это было до сих пор.

- Способствует ли развитию современных технологий налоговая политика государства? Ведь довольно-таки много налоговых (и других) льгот положено инновационно-ориентированному бизнесу. Будут ли еще какие-то новые послабления обсуждаться в ближайшее время?

Да, действительно, сегодня налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий ряд налоговых льгот и преференций для налогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность. В частности, от уплаты НДС освобождены операции по выполнению на территории Российской Федерации некоторых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Установлены льготы при учете расходов на НИОКР для целей налога на прибыль организаций: введен повышенный коэффициент 1,5. В этой связи хотелось бы сказать, что не так давно Правительством РФ был внесен в Государственную Думу законопроект, который направлен на совершенствование механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР. В частности, законопроектом четко определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций. Предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за датой, когда были завершены такие исследования или разработки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены и иные механизмы стимулирования инвестиций в НИОКР. Кроме того, целый блок льгот предусмотрен для компаний — резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. Существенные налоговые преференции получат участники проекта Сколково. Соответствующий закон уже подписан президентом России.

И еще одно важное нововведение. В своем послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев объявил о сохранении в ближайшие два года ставок страховых взносов для малого бизнеса производственной и социальной направленности на уровне 26%. Тогда как для всех остальных организаций с 2011 года эта ставка будет повышена до 34%. Это, безусловно, очень серьезная новелла для развития малого предпринимательства в нашей стране.

- Какие основные «подвижки» (законодательные) вы бы назвали по дороге к международному финансовому центру?

— В этом году уже были сделаны некоторые важные шаги в этом направлении. Так, был принят закон, направленный на предотвращение банкротства финансовых организаций. Созданы правовые предпосылки для перехода с 2015 года на консолидированную финансовую отчетность по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) кредитных и страховых организаций, а также компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж. Расширен перечень сообщений о существенных фактах, раскрываемых эмитентами. Упрощена процедура въезда и трудоустройства в России для высококвалифицированных иностранных специалистов. Важным, повторюсь, является принятие закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Многое было сделано в части совершенствования банковского законодательства.

Безусловно, все это направлено на совершенствование нашей финансовой системы и будет способствовать созданию международного финансового центра. Однако впереди еще предстоит большая работа. В частности, продолжается работа над законопроектами «О национальной платежной системе», «О клиринге и клиринговой деятельности», «О центральном депозитарии», «О биржах и организованных торгах». Актуальной остается задача совершенствования налогового, корпоративного законодательства, смягчения визового режима.

- Стоит ли сейчас, на ваш взгляд, уделить внимание созданию единого мегарегулятора для всех участников финансового рынка?

— Тема создания мегарегулятора финансовых рынков обсуждается у нас уже довольно давно. В 2007-2008 гг. на рассмотрении Государственной Думы находился законопроект, который предусматривал создания единого федерального органа, который бы осуществлял контроль и регулирование предпринимательской деятельности на финансовых рынках. Законопроект был отклонен.

В 2010 году Государственная Дума рассмотрела в первом чтении и также отклонила законопроект, который так и назывался «О мегарегуляторе финансовых рынков».

Сейчас эта тема поднимается вновь.

Что касается лично моего отношения к этой теме, то, думаю, что существовавние такого мегурегулятора могло бы позитивно отразится на качестве контроля за деятельностью участников финансового рынка. Но нужно понимать, какими именно полномочиями будет обладать этот орган, и как он будет вписан в существующую систему федеральных органов власти.

Фаина Филина, Российский налоговый портал