http://vbunkere.com/
Skip to content
 

АСВ ожидает оценки экспертов по вопросам соответствия системы страхования вкладов международным принципам

Агентство по страхованию вкладов /АСВ/ ожидает оценки независимых экспертов относительно соответствия российской системы страхования вкладов /ССВ/ международным принципам и, в частности, по вопросу доступа агентства к финансовой документации банков. Об этом сообщил генеральный директор агентства Александр Турбанов.

В июле 2008 г. Базельский комитет по банковскому надзору и Международная ассоциация страховщиков депозитов приняли решение разработать согласованный на международном уровне набор основополагающих принципов для систем страхования депозитов. Для этого была создана совместная рабочая группа, состоящая из представителей группы по урегулированию несостоятельности трансграничных банков Базельского комитета и группы по подготовке руководств ассоциации. В июне 2009 г. международное сообщество одобрило документ, озаглавленный как «Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов», а в декабре 2010 г. появилась методология оценки соблюдения этих принципов, напомнил А. Турбанов. «И сами принципы, и эта методология взяты на вооружение и Международным валютным фондом, и Всемирным банком реконструкции и развития, и советом по финансовой стабильности. Все эти международные организации, проверяя финансовые системы различных стран с точки зрения их устойчивости, будут смотреть на соответствие систем страхования депозитов этим принципам», — отметил гендиректор АСВ.

Давая оценку российской системе страхования вкладов, А. Турбанов отметил: «В целом, мы можем смело утверждать, и многие международные эксперты давали нашей системе такую оценку, что она соответствует лучшим мировым стандартам. Надо полагать, что есть страны, где положение похуже, и, возможно, роль страховщика депозитов менее значительна, чем в России». Так, ССВ отвечает ряду описанных в методологии принципов: содействует поддержанию стабильности финансовой системы и защищает интересы вкладчиков, отвечает требованию об обязательном членстве в ССВ банков, привлекающих вклады, в целом является операционно независимой, транспарентной, подотчетной госструктурам системой. ССВ также отвечает принципу под названием «возмещение затрат», который предусматривает, что страховщик депозитов должен иметь долю в выручке от реализации конкурсной массы несостоятельного банка. В соответствии с российским законодательством, «на ту сумму страхового возмещения, которую мы выплатили, мы приобретаем право требований к несостоятельному банку, которое мы предъявляем в ходе конкурсного производства», — напомнил А. Турбанов. Еще один принцип, обозначенный как «страховое покрытие», гласит: законодатели должны четко прописать, что признается страхуемым депозитом. «У нас в законе это записано совершенно четко. Страховое покрытие должно в достаточной мере защищать подавляющее большинство вкладчиков. Суммой в 700 тыс. руб. покрывается 99,7% всех вкладных счетов», — сказал А. Турбанов.

Тем не менее, признал А. Турбанов, по ряду принципов не выполняются отдельные критерии, которые в целом сводятся к одному важному вопросу — доступу АСВ к банковской информации, в первую очередь составляющей банковскую тайну. Один из критериев касается взаимоотношений страховщика с другими участниками системы финансовой безопасности, в том числе и с Банком России. «Мы не имеем права запрашивать непосредственно у банков информацию об их финансовом состоянии. Такое право есть только у Центрального банка», — сказал А. Турбанов. Другой критерий предусматривает, чтобы в систему страхования вкладов не попадали финансово неустойчивые банки. Это значит, что «страховщик депозитов тоже должен обладать информацией о финансовом состоянии банков, которые допускаются в систему», а этот вопрос находится в исключительной компетенции ЦБ РФ, отметил гендиректор АСВ.

Еще один критерий предполагает, что страховщик должен получить доступ к информации банка, вкладчикам которого ему предстоит выплачивать страховое возмещение, до решения вопроса об отзыве лицензии. Однако в рамках закона о страховании вкладов АСВ получает доступ к документам лишь по факту отзыва лицензии. «Центральный банк достаточно болезненно реагирует на доступ еще кого-либо к той информации, которой он обладает. Мы первый такой субъект, с которым он должен делиться какой-то информацией… Мы день в день узнаем, у какого банка отозвана лицензия», — отмечает А. Турбанов. При этом, учитывая, что АСВ обязано обеспечить вкладчикам доступ к средствам в 14-дневный срок, агентство сталкивается с серьезной проблемой: в короткий срок составить реестр вкладчиков, притом что зачастую у банка отсутствует документарная и электронная база. В результате «вместе с ЦБ в режиме цейтнота, на грани фола мы работаем, иной раз, назначая выплаты на последний 14-й день. Раньше прийти и выяснить, есть ли реестр, правильно ли он составлен, наверно было бы целесообразнее», отметил А. Турбанов. В США эта процедура отлажена: страховщик приходит в банк с проверкой реестра за три месяца до отзыва лицензии. Применение этой практики в России позволило бы сохранить активы банка и в большем объеме рассчитаться с кредиторами, поскольку «практика показывает, что примерно за три месяца и начинается разворовывание активов», говорит гендиректор АСВ.

А. Турбанов видит необходимость в более тесном сотрудничестве АСВ и Банка России, но начинать нужно с изменения законодательства. «В законе о страховании вкладов есть статья, касающаяся допуска к банковской тайне. И там есть формулировка: только при наступлении страхового случая мы можем допускаться к этой информации. Если что-то менять, нужно начинать с закона», — отмечает он.

Кроме несоответствия ряду критериев методологии, А. Турбанов говорит, что отсутствие доступа к финансовой информации банков создает АСВ еще одну проблему: агентство обязано ежегодно докладывать своему совету директоров о возможном дефиците фонда обязательного страхования вкладов, но не имея официальной отчетности банков, агентство вынуждено добывать информацию неформальным путем на рынке, отметил гендиректор АСВ.

По словам А. Турбанова, он не возражает против участия АСВ в работе комитета по банковскому надзору ЦБ РФ. «Если меня спросят, стал бы я возражать /против участия в работе комитета/ — конечно, я не стал бы возражать», — сказал он.

А. Турбанов также подвел итоги работы агентства за весь период его деятельности в качестве конкурсного управляющего несостоятельными банками. С 2004 года АСВ подало в судебные инстанции 1,5 тыс. исков на сумму 27 млрд. руб. Треть исков на 13 млрд. руб была удовлетворена, при этом удалось обратить взыскание лишь на 500 млн. руб. Агентство подавало иски и к конкретным руководителям банков — таких исков было 49 на общую сумму 20,5 млрд. руб. Из них суды удовлетворили 16 исков на общую сумму требований 3,4 млрд. руб. /в том числе 2 млрд. руб. — субсидиарная ответственность руководителей/. Точную сумму, на которую было обращено взыскание, А. Турбанов не назвал, но отметил: «Боюсь это на уровне миллионов, отнюдь не миллиардов». В 7-ми случаях иски были предъявлены членам советов директоров банков. С обращениями о привлечении к уголовной ответственности АСВ выступало 186 раз. Из них было возбуждено114 дел. По 13-ти уголовным делам вынесены обвинительные приговоры, еще 5 дел находятся на рассмотрении в судах. На стадии следствия дела в разном положении — они могут дойти до суда, а могут быть прекращены, констатирует А. Турбанов.

Прайм-ТАСС