http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Законопроект о НПС даст импульс развитию национальных платежных систем, обеспечит рост конкуренции на платежном рынке

Законопроект «О Национальной платежной системе» даст хороший импульс развитию национальных платежных систем /НПС/, обеспечит рост конкуренции на платежном рынке, в том числе для международных платежных систем. Об этом заявил на заседании рабочей группы председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник.

Депутат озвучил изменения, подготовленные ко второму чтению. Так, по его словам, пересмотрены предложенные в первом чтении подходы к регулированию в национальной платежной системе. В частности, предлагается сохранить заложенную действующим Гражданским кодексом систему регулирования безналичных расходов и отказаться от «переписывания» Гражданского кодекса. Кроме того, предлагается минимизировать в данном регулировании нормотворчество Центрального банка РФ. С этой целью проводится работа по переносу нормативного содержания проектируемых актов Банка России непосредственно в текст законопроекта, пояснил глава думского комитета.

Одной из важнейших новелл В. Резник считает прямое указание на недопустимость применения Банком России санкций за требования рекомендательного характера.

Ко второму чтению уточнено понятие электронных денег и перевода электронных денег. В законопроекте предлагается закрепить, что перевод электронных денег — это новая форма безналичных расходов, осуществляемая исключительно кредитными организациями по поручениям своих клиентов с использованием «электронных средств платежа» /ЭСП/. При этом электронные деньги предлагается определить как денежные средства, внесенные клиентами в кредитные организации и учитываемые без открытия банковских счетов. В случае принятия законопроекта в данном редакции, Банк России, по словам депутата, будет выдавать новый вид «облегченных» лицензий для указанных целей.

В законопроекте предполагается отрегулировать вопросы использования ЭСП, под которыми понимаются различные способы удаленного управления денежными средствами, находящимися в кредитных организациях. В этих целях прописываются основные права и обязанности участников данных отношений, которые до этого отсутствовали в российском законодательстве.

Кроме того, предполагается ввести три вида ЭСП для осуществления переводов электронных денежных средств: неперсонифицированные ЭСП /идентификация клиента не производится, максимальная сумма электронных денег в любой момент времени не может превышать 15 тыс. руб., основное использование — для микроплатежей/; персонифицированное ЭСП /производится обязательная идентификация клиента, максимальная сумма электронных денег — 100 тыс. руб./; корпоративное ЭСП /используются идентифицированными юридическими лицами, максимальная остаток на конец рабочего дня — 100 тыс. руб., основное использование платежей — за товары, работы, услуги/.

В. Резник подчеркнул, что данные изменения направлены на развитие института электронных денег как формы безналичных расчетов, снятие правовых рисков для участников этой деятельности, повышение доступности и качества оказываемых услуг физическим лицам.

В законопроекте предлагается заложить правовые основы регулирования мобильных платежей, которые отсутствовали в тексте законопроекта в первом чтении. В частности, предлагается создать условия для использования мобильного телефона в качестве устройства для осуществления различных платежей.

Одновременно предлагается провести работу по совершенствованию деятельности банковских платежных агентов. Для этого в законопроекте выделяется отдельная статья, в которой детально описывается порядок привлечения кредитными организациями данной категории агентов, например, уточняются требования к использованию специальных банковских счетов, определяется исчерпывающий перечень производимых по ним операциям.

Ко второму чтению предлагается более детально прописать функции участников платежной системы и их деятельность. В платежной системе обязательно должны быть: оператор, который разрабатывает правила платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры /операционный, платежный клиринговый и расчетный центры/ и как минимум три участника платежной системы /кредитной организации/. Также уточнен порядок подачи заявлений в Банк России для регистрации платежной системы, требования ЦБ РФ к оператору и правилам платежной системы, уточнен порядок взаимодействия операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы.

Дополнительно проработан вопрос об ответственности платежной системы перед потребителями платежных услуг и защиты их интересов.

В. Резник подчеркнул, что законопроект направлен на стимулирование привлечения инвестиций в высокотехнологичный сектор платежной инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Он рассчитывает, что предлагаемые новеллы приведут к снижению стоимости платежных услуг и развитию инновационных платежных услуг. Депутат отметил, что ряд вопросов пока еще не решен, в частности, это касается лимитов по ЭСП, остаткам денежных средств, способов вывода денег из неперсонифицированной ЭСП, количества операторов подвижной связи, подпадающих под регулирование ст. 13 /мобильные платежи/.

Представитель Минфина РФ заявил на заседании, что министерство по-прежнему выступает за сохранение правового статуса международных платежных систем, как предусматривалось в первом чтении.

Представители бизнеса, связанного с деятельностью по приему платежей, говорили о том, что платежный бизнес многогранный и бизнес по приему платежей не стоит смешивать с национальной платежной системой. По их мнению, в законопроекте о НПС целесообразно сделать оценочную норму о том, что весь бизнес по приему платежей регулируется законом №103.

Прайм-ТАСС