http://vbunkere.com/
Skip to content
 

Кризис умерил карьерные амбиции россиян

Кризис умерил карьерные амбиции россиян, делают выводы специалисты кадрового холдинга «Анкор», опросив в крупнейших городах страны 5652 россиян и сравнив результаты с данными аналогичного опроса докризисного 2007 г.

Изменились причины смены работы.

По последним данным Росстата, с 2007 по 2010 г. общая безработица в стране выросла на 1 млн. человек (с 4,6 млн. до 5,6 млн. соответственно). При этом, если верить опросу «Анкора», россияне и в кризис продолжали менять место работы по собственному желанию, однако причины смены работы изменились.

Как и прежде, главным осталось «отсутствие перспектив развития». Но если в 2007 г. на «отсутствие перспектив» пеняли 56%, то в 2010 г. — лишь 46%. Если до кризиса «более интересным предложением» объясняли смену работы 29% респондентов, то после — лишь 14%. Причины перемен понять не трудно — судя по тому же опросу, если в 2007 г. лишь 9% работников сетовали на единственное предложение новой работы при желании уйти, то в 2010 г. одну-единственную возможность для смены работы имел уже каждый пятый желающий. 13% из тех, кто в 2010 г. все же решались на переход в другую компанию, шли и на понижение оклада, что в 2007 г. фактически случалось крайне редко.

«Время кризиса заставило многих задуматься о ценности того, что уже есть», — комментирует результаты исследования Наталья Малышева, директор отраслевой компании «Анкор». По ее словам, «синица в руках» для многих была важнее «журавля в небе» — лояльность к работодателю, осторожность при общении с кадровыми провайдерами и взвешенность в принятии решений возросли в разы.

По словам Екатерины Гороховой, генерального директора Kelly Services, в 2010 г. заметно выросло число сотрудников, которые держатся за работодателя. Видимо, осмыслив опыт 2008-2009 гг., люди стали сами ответственнее относиться к текущему месту работы.

Согласны на меньшее.

По данным анализа вакансий, специалисты компаний HeadHunter констатировали после 2008 г. значительный спад рыночных зарплат. По данным обеих компаний, возврат к докризисному уровню произошел лишь к концу лета — началу осени 2010 г. По данным Superjob.ru, к началу 2011 г. средний уровень зарплат на рынке труда составил 105,3% по сравнению с началом кризиса (октябрем 2008 г.). Однако, по данным обеих компаний, зарплаты, запрашиваемые кандидатами, часто ниже предлагаемых в резюме, что раньше случалось крайне редко.

Ранее Юрий Вировец, президент HeadHunter, говорил, что, прежде замороженный, спрос на специалистов и менеджеров в 2010 г. вновь стал расти. Однако восстановления докризисного баланса спрос/предложение на рынке труда, на его взгляд, придется ждать годы. По данным опроса «Анкора», на быстрый карьерный рост рассчитывают сегодня меньше россиян, чем в 2007 г. (54% против 69% соответственно). К тому же если три года назад лишь 5% кандидатов были готовы на меньшие оклады, то теперь таких вдвое больше.

«Сейчас кандидатов интересует карьерный рост, прибавка в з/п до 30% и возможности, которые готов предоставить новый работодатель», — говорит Малышева из «Анкора». По ее словам, особенно остро колебания в рядах сотрудников почувствовали компании, которые в силу скорее объективных причин, не смогли провести индексацию в течение 2009-2010 гг. «Время кризиса лишь обострило и усугубило проблему нехватки квалифицированных кадров, поэтому тенденции рынка труда вновь задают кандидаты», — говорит она. «Есть ощущение, что со времени острой фазы кризиса маятник «мотивация персонала» вновь качнулся в сторону наемных сотрудников», — считает Горохова из Kelly Services.

Стабильность выгодна всем.

«Нельзя сказать, что кризисные сокращения наводнили рынок большим количеством действительно хороших кандидатов, так как даже в трудное время компании все равно старались любыми силами удержать наиболее ценные кадры», — считает Юрий Дорфман, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. На его взгляд, еще и поэтому работодатели сейчас, как никогда ранее, ориентированы на эффективных специалистов. Для работников же, на его взгляд, после кризиса прекрасной мотивацией стало долгое и стабильное сотрудничество с компанией, уделяющей особое внимание развитию и обучению своего персонала.

Мнение Дорфмана подтверждают опросы «Анкора», по которым за время кризиса карьеру россияне стали ценить больше, чем постоянный рост зарплат. По-прежнему высоко ценят возможность обучения и стажировок. Однако теперь карьерные амбиции россиян снизились. К примеру, они все реже хотят разделять ответственность за ведение бизнеса: если в 2007 г. стать партнером и совладельцем бизнеса стремились 39% респондентов, то теперь — лишь 15%.

«Если в кризис фактически единственным критерием лояльности работники называли уровень оплаты труда, то сегодня, с увеличением числа вакансий, компании вновь расширяют набор инструментов по привлечению и удержанию ключевых сотрудников», — констатирует Горохова из Kelly Services. По ее мнению, соцпакет, обучение снова становятся аргументом для наиболее востребованных (а значит, и наиболее разборчивых) специалистов. Дорфман уверен, что в посткризисное время для работодателей как никогда важно развитие эффективных программ по управлению талантами внутри компании.

Михаил Малыхин, Ведомости